Поиск

Реклама

Администратор сайта



Л.А. Мицкевич, А.Ф. Васильева, Н.А. Морозова, Е.Г. Приходько
Административное право
Опорный конспект лекций. Красноярск: СФУ, 2008.

Предыдущая

Раздел 5. Функции, формы и методы государственного управления

Тема 9. Содержание, методы и формы государственного управления

3. Понятие и виды методов государственно-управленческой деятельности

Следующий элемент управленческой цепочки – это методы государственного управления. Под методами деятельности обычно понимают способы или средства достижения поставленных целей, решения возникающих задач.

Понятие методов. Слово «метод» происходит от греческого methodos и означает «путь к чему-либо». Методы государственного управления показывают, как, каким образом государство решает стоящие перед ним задачи в области государственного управления и как, каким образом реализуются функции. Методы – конкретные способы реализации функций. Цели определяют задачи, задачи определяют функции, функции определяют методы управления.

В целом же методы управления – это способы подчинения воли подвластных воле управляющего субъекта. Но поскольку само социальное управление – это скорее взаимодействие, следовательно, методы - это способы взаимодействия, взаимоотношений субъекта управления и объекта управления.

Для успешного управления органы должны быть организованы определенным образом. Отсюда методы управления – это методы организации и методы деятельности органов.

Характерные черты методов государственного управления:

- сфера применения – государственное управление в узком смысле;

- применяются в процессе государственно-властной деятельности;

- формируются по воле государства;

- субъект, применяющий методы – государственно-властный субъект;

- в отношении кого применяются – объект управления, адресат;

- в методах выражаются связи между субъектом и объектом государственного управления;

- выражаются преимущественно в юридической форме управленческой деятельности;

- методы принудительные детально регламентированы правом.

Критерии выбора того или иного метода управления органом государства:

- учет эффективности метода;

- учет допустимости метода с точки зрения этической или социально-политической.

Значение методов управления – они являются элементом управленческой культуры, которая, в свою очередь, является элементом общей культуры. Стиль управления – совокупность приемов, методов, применяемых тем или иным субъектом управления.

Классификация методов государственного управления. Методы можно разделить общие, используемые при выполнении всех или почти всех функций управления, и специальные, применяемые при осуществлении отдельных функций или на отдельных стадиях управленческого процесса (например, методы принятия управленческого решения или методы сбора и обработки информации).

Универсальные методы государственного управления – убеждение и принуждение. Метод убеждения состоит в применении различных средств: разъяснения, предупреждения, организации, воспитания, информирования, пропаганды, поощрения и т.д. Этот метод – понятие, в первую очередь, не столько правовое, сколько организационное, т.е. комплекс мероприятий, побуждающих объект управления добровольно выполнить управленческую команду субъекта управления.

Классификация по степени и характеру воздействия на управляемые системы позволяет выделить следующие методы: регулирование, общее руководство, непосредственное воздействие. Иногда управление в целом отождествляется с непосредственным воздействием. Это негативное явление.

По масштабу организационной деятельности выделяют методы:

- внутриорганизационные (в пределах одного органа);

- внутриведомственные (в системе органа и подведомственных ему структур);

- методы взаимодействия органа с другими государственными органами;

- внешненаправленные методы (методы взаимоотношений органа с гражданами и их объединениями).

Методы могут быть поделены в зависимости от целей на стратегические, тактические, оперативные.

По механизму воздействия выделяют методы прямого и косвенного воздействия (иногда их называют административные и экономические методы). Это не совсем корректно. Лучше говорить о методах командного и стимуляционного управления (Б.П. Курашвили).

Отличие – командное управление предполагает обязательность исполнения команды, ха неисполнение – наказание. Стимуляционное управление предполагает установление стимула, поощрения за исполнение команды, необязательный характер и отсутствие наказания за неисполнение.

Другие авторы называют их императивными и диспозитивными И.Л. Бачило).

Современные методы управления – программно-целевой или метод организационного проектирования, метод моделирования и метод экономико-правового экспериментирования.

Предыдущая