Поиск

Реклама

Администратор сайта



Л.А. Мицкевич, А.Ф. Васильева, Н.А. Морозова, Е.Г. Приходько
Административное право
Опорный конспект лекций. Красноярск: СФУ, 2008.

Предыдущая

Раздел 1. Введение в административное право

Тема 2. Государственное управление. Исполнительная власть

3. Основные направления совершенствования государственного управления в РФ. Административная реформа

Б.П. Курашвили писал: «Если бы на определение государственного управления было отпущено всего одно слово, следовало бы сказать, что это – сотрудничество».

Все имеющиеся определения исходят (и исходили) из ключевого слова – воздействие, впервые автор предложил говорить об управлении как о взаимодействии субъекта и объекта управления.

В мире существует две основные тенденции развития государственного управления – децентрализация и деконцентрация властных полномочий.

Один из министров Франции в 70-х гг. сказал, что децентрализация способна заменить анонимные иерархические отношения личным, прямым и ответственным диалогом.

Деконцентрация – передача полномочий на низшие уровни государственного аппарата. Децентрализация - передача государственных полномочий негосударственным формам организации публичной жизни.

Переход от командного управления к стимуляционному, от авторитарного – к демократическому, от непосредственного управления – к общему руководству, от чрезвычайного (экстраординарного) – к нормальному (ординарному).

Современные негативные тенденции – коммерциализация власти, некритичный переход от концепции публичного интереса и публичной власти к концепции публичных услуг.

Административная реформа. Концепция административной реформы, одобренная распоряжением Правительства РФ от 25 октября 2005 г. содержит перечень основных проблем в современном государственном управлении:

- разветвленная сеть государственных учреждений, осуществляющих переданные им государственно-властные функции и полномочия в виде так называемых «услуг» за определенную плату;

- недостаточная эффективность публичного управления;

- низкое качество предоставляемых гражданам публичных услуг;

- избыточные функции государственных органов;

- чрезмерные полномочия органов и должностных лиц государственной публичной власти;

- избыточный управленческий (бюрократический) аппарат в сочетании с недостаточным уровнем профессионализма служащих;

- дефицит управленческих кадров, обладающих соответствующим современным требованиям уровнем подготовки (профессиональной и социальной компетентностью), «кадровый голод»;

- сохранение и воссоздание административных методов командного управления в отношениях с гражданами и коммерческими структурами.

Выводы: неэффективное публичное управление в современной России тормозит развитие всех сфер – экономики, образования и науки, сферы социальных услуг, препятствует реальному осуществлению государственных реформ.

Цель административной реформы – создание системы прогрессивного и эффективного публичного управления в стране для обеспечения процессов экономического и социального развития.

Задачи административной реформы:

- обеспечение в соответствии с конституционными положениями единства исполнительной власти;

- сокращение властных полномочий государственных органов относительно граждан и юридических лиц;

- оптимизация функций органов исполнительной власти (сокращение количества функций, сокращение дублирующих функций),

- избавление государства в целом от избыточных функций;

- оптимизация (включая сокращение количества) системы органов исполнительной власти;

- сокращение управленческого аппарата;

- переход ряда функций (включая правовое регулирование, принятие правил и стандартов, контроль за их исполнением, учет) к негосударственным, в том числе, саморегулируемым организациям;

- реформа государственной службы в целях повышения эффективности деятельности управленческих кадров;

- совершенствование правового регулирования (включая нормативную регламентацию) служебной деятельности.

Организационно-правовое обеспечение реформы:

- концепция административной реформы;

- положение о правительственной комиссии по проведению административной реформы;

- указы Президента о системе и структуре федеральных органов исполнительной власти;

- проекты федеральных законов, направленных на обеспечение единства системы исполнительной власти в России;

- положения о федеральных органах исполнительной власти;

- законодательство субъектов РФ об органах исполнительной власти;

- законодательство об административных процедурах;

- концепция реформы государственной службы;

- новое законодательство о государственной службе;

- административные и должностные регламенты;

- должностные инструкции и положения.

Предыдущая