О.А. Андреева
История государства и права зарубежных стран
Учебное пособие. – Таганрог: Изд-во ТТИ ЮФУ, 2011. – 311с.
Предыдущая |
Раздел 2. Организация самостоятельной работы студентов
2.4. Право Древнего Китая
Развитие истории права Древнего Китая было связано с влиянием двух противоборствующих философских учений – конфуцианства (этико-политические догматы) и легизма (политико-правовые концепции). Их общей чертой была политическая направленность, стремление организовать жизнь китайцев на «рациональных» и «справедливых» началах, понимаемых каждой школой по-своему. В результате острой борьбы эти школы пришли к компромиссу и примирению.
Конфуций утверждал, что средством поддержания справедливого порядка является не закон, а традиционные моральные нормы (ли), соблюдение которых связано со скрупулезно разработанным ритуалом.
Наиболее ярким представителем легизма был Шан Ян, который считал, что правитель обладает абсолютной властью и с помощью строго установленного закона (фа) определяет все стороны жизни подданных. В результате мораль задавала стереотип поведения, а право с помощью наказаний запрещало от него уклоняться: «Там, где недостает «ли», следует применять «фа», или то, что наказуемо по «фа», не может быть дозволено по «ли»…».
В X в. до н.э. в Китае уже существовал Уголовный кодекс, включавший 3 тысячи статей и 500 видов преступлений, что, видимо, было порождено неэффективностью системы управления, которую пытались компенсировать жестокостью наказаний. Самой развитой областью законодательства было карательное законодательство, о чем свидетельствуют «Чжоуское законодательство», «Книга правителя области Шан (Шан цзюнь шу), «Циньское уложение о наказаниях».
Главной целью семинарского занятия по теме «Право Древнего Китая» является ознакомление студентов с особенностями правовой культуры изучаемого периода, нормами уголовного права, которые составляли основное содержание правовых памятников, а также и других правоотношений, существовавших в Древнем Китае.
При этом целесообразно рассмотреть следующие вопросы:
1. Источники права Древнего Китая, их общая характеристика.
2. Регулирование имущественных отношений.
3. Основные понятия и принципы уголовного права Древнего Китая.
4. Брак и семья.
5. Судебный процесс.
Студентам следует сравнить роль обычая и закона в обществе с точки зрения учения Конфуция. Для закрепления изученного материала необходимо поработать с тестами.
Далее даны тесты для закрепления материала и самопроверки:
1. Глава Иньского царства:
а) император;
б) микадо;
в) ван;
г) раджа.
2. Его компетенции:
а) военноначальник, жрец, глава администрации;
б) суд, организация совместного богослужения, контроль за образованием;
в) жрец, сборщик налогов, учитель;
г) глава администрации, учитель, судья.
3. Шан Ян в IVв. до н.э. Провел серию реформ, которые включали:
а) различия между брахманами и шудрами;
б) налог на землю, единую систему мер и веса;
в) права авелум и мушкенум;
г) права фараонов;
4. "Хорошее управление" считали легисты, осуществляется на основе:
а) законов и обычного права;
б) традиций и религии;
в) убеждений и воспитания;
г) жестоких наказаний и законов, обязательных для всех.
5. Понятие " у син " включало:
а) семь способов рабства;
б) пять видов показаний;
в) правила купли-продажи;
г) заключение брака.
6. От телесных наказаний освобождались:
а) старше 10 лет и младше 60 лет;
б) младшие сыновья в семье;
в) все старше 60 лет;
г) младше 8 лет и старше 70.
7. Отец мог продавать детей кроме:
а) больных детей;
б) младших детей;
в) старшей дочери;
г) старшего сына.
8. Запрещались доносы под угрозой смертной казни на:
а) монахов и жрецов;
б) чиновников всех уровней;
в) родителей и близких родственников;
г) соседей.
Предыдущая |