Поиск

Реклама

Администратор сайта



О.А. Андреева
История государства и права зарубежных стран
Учебное пособие. – Таганрог: Изд-во ТТИ ЮФУ, 2011. – 311с.

Предыдущая

1.5. История государства и права в Новое и Новейшее время

1.5.18. Конституции Четвертой (1946) и Пятой (1958) республик во Франции

С 1940 г. борьбу с нацистскими оккупантами во Франции вели все патриотические силы: социалисты, коммунисты, республиканцы, радикалы, духовенство. Большой вклад в освобождение страны внес комитет «Сражающаяся Франция» во главе с генералом Ш. де Голлем. Эти силы объединились в Национальный совет сопротивления. Осенью 1944 г. Франция была освобождена от нацистов. По окончании войны развернулась острая политическая борьба вокруг вопроса о характере будущего государственного строя.

Первый проект послевоенной Конституции Четвертой французской республики, выработанный Учредительным собранием страны, предусматривавший однопалатный парламент и сильное ограничение власти президента, был отклонен после референдума весной 1946 г. как слишком леворадикальный, «коммунистический». Дело в том, что в 1946 г. на выборах в Учредительное собрание Компартия Франции получила значительное количество мандатов за свои несомненные заслуги в деле борьбы с нацистским режимом («партия растрелянных», т.е. наиболее пострадавшая в период Сопротивления). Совместно с социалистами и центристами-католиками коммунисты предложили проект конституции на основе своей политической программы.

Второй проект Конституции, исправленный с учетом партийного плюрализма Франции, был вынесен на голосование 27 октября 1946 г. Итог голосования: 9 млн 297 тыс. – «за»; 8 млн 165 тыс. – «против». Конституция Четвертой республики вступила в силу.

Эта Конституция начиналась с обстоятельной преамбулы, в которой подробно освещались права и свободы граждан Франции. Впоследствии, при отмене Конституции 1946 г., преамбула была сохранена как конституционный закон, который действует и в настоящее время.

В 1946 г. Конституция провозгласила установление парламентарной республики с очень сильной властью нижней палаты – Национального собрания. Эта палата провозглашалась единственным законодательным органом страны без права делегирования кому-либо законодательных полномочий. Была определена сфера исключительной законодательной инициативы Национального собрания по важнейшим государственным вопросам (финансы, международная сфера и т. д.). Перед палатой отчитывался Совет министров, члены которого утверждались также ею.

Президент республики являлся высшим представителем государственной власти. Срок его полномочий по-прежнему составлял семь лет. Он избирался парламентом и мог быть переизбран повторно. Однако подлинным главой государства в Четвертой республике президент так и не стал: всякий его акт нуждался в подписи соответствующего министра (контрасигнатура). В Четвертой республике сохранялась прежняя традиция избирать на пост президента «незначительных» политических деятелей.

Совет министров осуществлял непосредственное управление страной. Министры несли коллективную ответственность перед Национальным собранием за политику кабинета.

Особенность Конституции 1946 г. проявилась и в существенном ограничении прав верхней палаты парламента – Совета республики, поскольку право принимать законы было предоставлено лишь Национальному собранию.

В результате Франция превратилась в страну с крайне нестабильной политико-правовой системой, где исполнительная власть фактически была лишена правовой дееспособности. Не обладая правом принимать акты делегированного законодательства, правительства уходили в отставку одно за другим: за 12 лет существования Четвертой республики сменилось 20 правительственных кабинетов. Предложения об изменении Конституции в это время вносились в парламент 99 раз. И хотя в 1951 г. было отменено избрание членов Национального собрания исключительно по системе пропорционального представительства и введена мажоритарная система выборов, а Совету республики были предоставлены почти все права и полномочия довоенного Сената, это не смогло спасти парламентский режим Четвертой республики.

В 1954 г. была проведена конституционная реформа, расширившая права председателя Совета министров. Власть правительства была усилена за счет его некоторой независимости от парламента.

Вступление Франции в НАТО, колониальные войны в Индокитае и Алжире усложнили экономическое положение страны, обострили классовую борьбу. Под давлением народных выступлений правительство в 1954 г. прекратило войну во Вьетнаме и вывело оттуда свои войска. В том же году Франция вступила в Европейское экономическое сообщество.

В апреле-мае 1958 г. во Франции резко активизировали свои силы правовые группировки, требовавшие подавления национально-освободительного движения в Алжире. Это и послужило непосредственной причиной отмены Конституции 1946 г. Генералу Ш. де Голлю, лидеру французского Сопротивления периода Второй мировой войны, 1 июля 1958 г. были предоставлены чрезвычайные полномочия по составлению новой конституции.

Проект Конституции Пятой республики был представлен на общенациональный референдум 28 октября 1958 г. и одобрен абсолютным большинством избирателей. Идея главенства президентской власти, которую отстаивал де Голль, нашла в Конституции свое воплощение. Доктрина «жесткого голлизма» предполагала, что в системе «разделения властей» главная роль отводится не парламенту, как было в предыдущей Конституции, а президенту.

В ст. 5 Конституции 1958 г. указывается, что президент «обеспечивает своим арбитражем нормальное функционирование государственных органов». Он – глава государства и глава исполнительной власти. Во втором качестве президент выполняет функции председательствующего на заседаниях Совета министров; назначает премьер-министра. По представлению премьер-министра президент формирует Совет министров. Часть полномочий осуществляется президентом лично, часть требует контрассигнации. Президент может распустить Национальное собрание; ввести чрезвычайное положение; провести референдум с вынесением на него важных государственных вопросов, в том числе и законопроектов, минуя парламент – все эти акты не требуют контрассигнации. Законы, принимаемые парламентом Франции, промульгируются президентом в 15-дневный срок, а до истечения этого срока президент вправе потребовать нового обсуждения законопроекта, и в этом ему не может быть отказано. С 1962 г. президент стал избираться непосредственно избирателями, что еще больше укрепило его независимость от других конституционных институтов Пятой французской республики. С 2000 г. срок президентских полномочий сокращен с семи до пяти лет.

Премьер-министр по Конституции является вторым лицом государства, обеспечивающим исполнение законов и руководство Советом министров. Правительство подотчетно парламенту; оно издает ордонансы и декреты, подписываемые президентом. В Новейшее время наблюдается тенденция к дуализму исполнительной власти Франции. Это означает отход от доктрины «жесткого голлизма», когда президент единолично возглавлял иерархию государственных органов страны; сейчас он делит «надвое» исполнительную власть с премьером.

Парламент Пятой республики состоит из двух палат: Национального собрания и Сената. Сенат обладает почти равными полномочиями с Национальным собранием, и это в отличие от предыдущей Конституции 1946 г. позволяет поддерживать систему внутри парламентских противовесов.

По Конституции – и это тоже конституционная новелла в сравнении с 1946 г. – создан Конституционный совет из девяти советников, которые наделяются полномочиями конституционного надзора на девять лет. Кроме того, Государственный совет Франции исполняет роль консультативного правительственного органа и также осуществляет контроль над нормативными актами исполнительной власти.

Таким образом, Конституция 1958 г. в отличие от парламентского режима 1946 г. установила форму правления, в которой сочетаются признаки парламентской и президентской республики («республика смешанного типа»), но очевидно, что доминируют последние.

 

Конституционный совет Франции был создан в 1958 г. (Пятая республика). Статус этого органа регулируется Конституцией (ст.56-62) Пятой республики и Ордонансом от 7 ноября 1958г. Иногда главный орган конституционного контроля Франции именуют «третьей палатой парламента», поскольку его контроль является предварительным (над законопроектами, а не над законами), а не последующим. Все еще дискутируется вопрос о том, «на какую страницу альбома Франции политическую или правовую» поместить этот орган.

Как явствует уже из названия Конституционного совета, он не выполняет судебных функций: отсутствует открытость и гласность заседаний, дела рассматриваются письменно, без судейских мантий и специальной процедуры. Конституционный совет осуществляет факультативный и обязательный конституционный контроль над законопроектами достаточно элитарным способом. Даже при факультативной форме проверки законопроекта в Совет нельзя обратиться любому гражданину – это позволено только президенту республики, премьеру, председателям обеих палат парламента, группам депутатов или сенаторов в количестве не менее 60 человек. Обычно эти лица учитывают политическую целесообразность проверки того или иного акта. Обязательной проверке, например, подлежат органические законы и регламенты палат парламента. Конституционный совет также следит за правильностью хода президентских выборов и правильностью проведения референдума, объявляя его результаты. Кроме того, контролю Конституционного совета подлежат международные договоры (до их ратификации).

Решения Конституционного совета принимаются в месячный, а в экстремальных случаях – в 8-дневный срок.

Конституционный совет Франции состоит из девяти человек (по назначению), полномочия которых длятся девять лет (без возобновления). Ротация 1/3 состава происходит каждые три года; три члена совета назначаются Президентом (в том числе председатель); три председателем сената; три председателем Национального собрания. Ex officio (по должности) в составе Конституционного совета числятся все бывшие президенты Пятой республики.

В дополнение к Конституционному совету Франции функции конституционного контроля возложены на Государственный совет Франции. В соответствии с новой трактовкой законодательной и регламентарной власти акты последней приобрели самостоятельную и определяющую роль. Поэтому при рассмотрении дела о превышении власти государственным служащим Госсовет может аннулировать акт исполнительной власти, не соответствующий Конституции.

[1. С. 496-519; 2. С. 77-123; 1-7; 11-12; 15; 18-20; 22]

 

Контрольные вопросы

1.  Государственное право Франции в XX в.

2.  Особенности Конституции четвертой республики во Франции.

3.  Конституция 1958 г.: система сдержек и противовесов, права и свободы.

Предыдущая