🤔 Вы же наверняка задумывались, как помочь своей половинке зарабатывать больше? Но что делать, если во всех этих маркетингах и процедурах не разбираешься от слова «совсем»? Мы нашли выход — это сервис VisitTime
Чат-бот для мастеров и специалистов, который упрощает ведение записей:
— Сам записывает клиентов и напоминает им о визите
— Персонализирует скидки, чаевые, кешбек и предоплаты
— Увеличивает доходимость и помогает больше зарабатывать
А еще там первый месяц бесплатно, поэтому лучшее, что вы можете сделать сейчас — установить или показать его своей принцессе Всё интуитивно понятно и просто, достаточно нажать на этот текст и запустить чат-бота
О.А. Лупандина
Конституционное (государственное) право Российской Федерации
Учебное пособие. – Таганрог: Изд-во ТТИ ЮФУ, 2009. – 178 с.
Предыдущая |
Тема 3. Конституционные основы общественного и государственного строя. Основы конституционного строя Российской Федерации
1. Конституционные основы общественного и государственного строя
Общественные отношения регулируются нормами всех отраслей национального законодательства, а наиболее важные, коренные, имеющие принципиальный характер — регулируются нормами конституционными. Исходя из этого, юридическая наука под основами конституционного строя понимает совокупность конституционных норм, закрепляющих основы общественного устройства государства.
В сфере экономических основ общественного строя конституции регулируют тип собственности и статус ее отдельных форм, отношения, связанные с производством, обменом, распределением и потреблением материальных и духовных благ, а также принципы руководства и управление экономикой.
В сфере социальных основ общественного строя в конституциях регулируются социальные отношения, а в многонациональных федеративных государствах и межнациональные отношения. В эту группу входят также отношения между трудом и капиталом, государством и личностью, отношения по поощрению и охране брака и семьи, отношения в области экологии, здравоохранения, социального обеспечения и культуры.
В сфере политических основ общественного строя конституции регулируют общественные отношения, возникающие и развивающиеся по поводу осуществления государственной власти в обществе через специально создаваемые для этого политические организации, которые в совокупности образуют механизм политической власти (политическую систему).
Общественный строй является предметом изучения всех общественных и юридических наук. Предметом конституционного права являются лишь те общественные отношения, которые закреплены нормами конституционного права, то есть — основы конституционного строя России.
Основы конституционного строя Российской Федерации закреплены в первой главе Конституции РФ 1993 г.
Российская Федерация — Россия, провозглашается в ст. 1 Конституции РФ, есть демократическое федеративное правовое государство с республиканской формой правления. Наименование Российская Федерация и Россия равнозначны.
Демократия в дословном переводе с греческого, как известно, означает народовластие. Демократический характер Российского государства проявляется в том, что согласно ст. 3 Конституции РФ “носителем суверенитета и единственным источником власти в Российской Федерации является ее многонациональный народ”.
Конституция закрепляет основные формы реализации народом своего суверенного полновластия. “Народ, — подчеркивается в п. 2 ст. 3 Конституции РФ, — осуществляет свою власть непосредственно, а также через органы государственной власти и органы местного самоуправления”.
Формами непосредственного осуществления народовластия являются референдумы и свободные выборы (п. 3 ст. 3 Конституции РФ).
В число конституционных основ Российской Федерации включен также классический для большинства стран мира принцип разделения государственной власти на законодательную, исполнительную, судебную, органы которых являются самостоятельными (ст. 10 Конституции РФ). Государственную власть в России, как установлено в п. 1 ст. 11 Конституции РФ, осуществляют Президент России, Федеральное Собрание (Совет Федерации и Государственная Дума), Правительство России, суды России. Из этой формулировки вытекает, что классический принцип разделения властей на современном этапе развития России осуществляется с особенностями, которые заключаются в выведении Президента из системы исполнительной власти на самостоятельное место в системе высших органов государственной власти.
Для механизма реализации полновластия народа важное значение имеет местное самоуправление. Согласно ст. 12 Конституции РФ “В Российской Федерации признается и гарантируется местное самоуправление. Местное самоуправление в пределах своих полномочий самостоятельно. Органы местного самоуправления не входят в систему органов государственной власти”.
Впервые в конституционном законодательстве России в самом тексте Конституции указывается на особую защиту системы государственной власти. Как подчеркивается в п. 4 ст. 3 Конституции РФ “Никто не может присвоить власть в Российской Федерации. Захват власти или присвоение властных полномочий преследуется по федеральному закону”.
Важнейшим признаком демократического государства является обеспечение в нем прав и свобод человека и гражданина. Этот признак нашел свое закрепление в ст. 2 Конституции Российской Федерации, которая устанавливает, что “человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина — обязанность государства”.
Российская Федерация определяется ее Конституцией как правовое государство. Для правового государства характерными признаками являются: верховенство закона во всех сферах общественной и государственной жизни; реальность прав и свобод личности, обеспечение ее свободного развития; взаимная ответственность государства и личности, обязательность закона не только для граждан, но и самого государства; строгое исполнение требований закона, господство в государстве принципа законности; осуществление государством эффективного контроля за исполнением законодательства.
Эти характерные признаки правового государства нашли свое отражение в нормах Конституции, устанавливающих основы конституционного строя, а также в других главах Конституции РФ.
В статье 15 Конституции РФ устанавливается, что Конституция имеет высшую юридическую силу, прямое действие и применяется на всей территории России. Законы и иные правовые акты, принимаемые в Российской Федерации, не должны противоречить Конституции.
В этой статье непосредственно закреплен и другой характерный признак правового государства. Органы государственной власти, органы местного самоуправления, должностные лица, граждане и их объединения, подчеркивается в п. 2 ст. 45 Конституции РФ, обязаны соблюдать Конституцию и законы.
Для того чтобы законы исполнялись, они должны быть известны гражданам. В этой связи Конституция РФ 1993 г. впервые в нашем конституционном законодательстве устанавливает: “Законы подлежат официальному опубликованию. Неопубликованные законы не применяются. Любые нормативные правовые акты, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, не могут применяться, если они не опубликованы официально для всеобщего сведения” (п. 3 ст. 15 Конституции РФ).
Стремление придать правовой характер Российскому государству привело к новелле, практически неизвестной конституционному законодательству стран мира. Конституция РФ 1993 г. закрепила, что “общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации являются составной частью ее правовой системы. Если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотренные законом, то применяются правила международного договора” (п. 4 ст 15 Конституции РФ). В этой норме закреплен общий принцип примата международного права над национальным законодательством.
Статья 2 Конституции РФ 1993 г. закрепляет: “Человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина — обязанность государства”.
В данной статье воплощен гуманный принцип взаимоотношений между государством и личностью. Не человек для государства, а государство существует для человека, для обеспечения его прав и свобод.
Для правового положения человека в государстве важное значение имеет институт гражданства. Наиболее принципиальные положения этого института законодатель включил в содержание основ конституционного строя. В частности, ст. 8 Конституции РФ устанавливает, что “гражданство Российской Федерации приобретается и прекращается в соответствии с федеральным законом, является единым и равным независимо от оснований приобретения”.
В статье 2 Конституции РФ последовательно проводится принцип равноправия. Каждый гражданин Российской Федерации, подчеркивается в п. 2 ст. 8 Конституции РФ, обладает на ее территории всеми правами и свободами и несет равные обязанности, предусмотренные Конституцией России. Защищая права человека, Конституция РФ устанавливает также, что “гражданин Российской Федерации не может быть лишен своего гражданства или права изменить его” (п. 3 ст. 8 Конституции РФ).
Данное положение дополняется установленными в статьях 61-62 Конституции РФ нормами, согласно которым гражданин Российской Федерации не может быть выслан за пределы Российской Федерации или выдан другому государству.
Многонациональный, федеративный характер национально-государственного устройства России обусловил включение в первую главу Конституции РФ “Основы конституционного строя” ряда положений, связанных с характером федерации и ее взаимоотношений с субъектами Российской Федерации.
Прежде всего, это нормы, закрепляющие единство федерации и верховенство ее законов на всей территории. В статье 4 Конституции РФ, установлено: “1. Суверенитет Российской Федерации распространяется на всю ее территорию. 2. Конституция Российской Федерации и федеральные законы имеют верховенство на всей территории Российской Федерации. 3. Российская Федерация обеспечивает целостность и неприкосновенность своей территории”.
Несмотря на отсутствие специальной главы, Конституция РФ в содержание основ конституционного строя государства включает нормы, регулирующие отношения, связанные с экономической системой общественного устройства Российской Федерации. В Конституции закреплены многообразие форм собственности, их равная защита: “В Российской Федерации, — установлено в п. 2 ст. 8 Конституции РФ, — признаются и защищаются равным образом частная, государственная, муниципальная и иные формы собственности”. Данное положение дополняется нормой статьи 35 Конституции РФ, которая устанавливает, что право частной собственности охраняется законом, каждый вправе иметь свое имущество в собственности, владеть, пользоваться и распоряжаться им как единолично, так и совместно с другими лицами.
Конституция РФ устанавливает правовой режим земли. В ст. 9 Конституции закреплено, что “1. Земля и другие природные ресурсы используются и охраняются в Российской Федерации как основа жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории. 2. Земля и другие природные ресурсы могут находиться в частной, муниципальной и иных формах собственности”.
Положения этой статьи дополняются нормами ст. 36 Конституции РФ, согласно которой граждане и их объединения вправе иметь в частной собственности землю. Владение, пользование и распоряжение землей и другими природными ресурсами осуществляется их собственниками свободно, если это не наносит ущерба окружающей среде и не нарушает прав и законных интересов других лиц.
Учитывая федеративный характер национально-государственного устройства России, Конституция РФ 1993 г. закрепляет: “В Российской Федерации гарантируются единство экономического пространства, свободное перемещение товаров, услуг и финансовых средств, поддержка конкуренции, свобода экономической деятельности” (п. 1 ст. 8 Конституции РФ).
Значительным изменениям и сокращениям по сравнению с ранее действующей конституцией подверглись и нормы, устанавливающие социальные основы общественного устройства, входящие в содержание основ конституционного строя Российской Федерации.
Российская Федерация, закрепляется в ст. 7 Конституции РФ — социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека.
В п. 2 данной статьи закрепляются основные направления социальной политики государства. В Российской Федерации охраняются труд и здоровье людей, устанавливается гарантированный минимальный размер оплаты труда, обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии и иные гарантии социальной защиты.
В содержание основ конституционного строя, закрепленных Конституцией РФ 1993 г., входят и нормы, регулирующие общественные отношения, связанные с осуществлением государственной власти. В своей совокупности они регулируют политические основы общественного устройства или политическую систему Российской Федерации.
Народ — единственный законный и правомерный носитель власти в государстве, осуществляющий ее независимо и самостоятельно. Как подчеркивается в п. 1 ст. 3 Конституции РФ, “носителем суверенитета и единственным источником власти в Российской Федерации является ее многонациональный народ”.
Реализация народовластия осуществляется в различных формах: через систему государственных органов, общественные организации и партии, через институты непосредственной демократии.
Единство, взаимосвязь и функционирование этих форм составляет политическую систему общественного строя. Таким образом, под политической системой понимается совокупность государственных, политических и общественных организаций, через которые народ реализует принадлежащую ему по конституции власть, управляет государством, определяет и проводит в жизнь внутреннюю и внешнюю политику.
Основные элементы политической системы нашли свое закрепление в первой статье Конституции РФ 1993 г. “Основы конституционного строя”.
В статье 13 Конституции РФ нашел свое закрепление отказ от государства одной идеологии. Конституция устанавливает, что в Российской Федерации признается идеологическое многообразие. Никакая идеология не может устанавливаться в качестве государственной или обязательной.
Деидеологизировав общественный и государственный строй, Конституция РФ 1993 г. ликвидировала и монополию одной партии. В статье 13 Конституции РФ закреплено, что в Российской Федерации признаются политическое многообразие, многопартийность. Общественные объединения равны перед законом.
В содержание основ конституционного строя законодатель включил определенные ограничения для создания и деятельности партий и общественных организаций. В п. 5 ст. 13 установлено: “Запрещается создание и деятельность общественных объединений, цели или действия которых направлены на насильственное изменение основ конституционного строя и нарушение целостности Российской Федерации, подрыв безопасности государства, создание вооруженных формирований, разжигание социальной, расовой, национальной и религиозной розни”.
В содержание основ конституционного строя входят такие элементы политической системы, как механизм осуществления народовластия: Российское демократическое федеративное правовое государство; политические партии и другие общественные объединения; органы местного самоуправления; институты непосредственной демократии (референдум и выборы).
Как установлено в ст. 16 Конституции РФ, положения настоящей главы составляют основы конституционного строя Российской Федерации и не могут быть изменены иначе как в порядке, установленном настоящей Конституцией. Никакие другие положения настоящей Конституции не могут противоречить основам конституционного строя Российской Федерации.
Этот порядок изменения норм первой главы установлен в ст. 135 Конституции РФ, в которой установлено, что положения первой главы Конституции не могут быть пересмотрены Федеральным Собранием. Если предложение о пересмотре норм, составляющих основы конституционного строя, будет поддержано тремя пятыми голосов от общего числа членов Совета Федерации и депутатов Государственной Думы, то в соответствии с федеральным конституционным законом созывается Конституционное Собрание.
Конституционное Собрание либо подтверждает неизменность Конституции РФ, либо разрабатывает проект новой, который принимается Конституционным Собранием 2/3 голосов от общего числа его членов или выносится на референдум. Конституция считается принятой, если за нее проголосовало более половины избирателей, принявших участие в голосовании, при условии, что в нем приняло участие более половины избирателей.
Предыдущая |