Поиск

Реклама

Администратор сайта



И.З. Фархутдинов
Международное инвестиционное право и процесс
Учебник. - М.: "Проспект", 2010.

Предыдущая

Глава 6. Условия доступа и этапы хозяйственной деятельности иностранного инвестора на территории Российской Федерации

6.1. Общие принципы доступа иностранных инвестиций

Формирование и развитие правового режима иностранных инвестиций прошло свой долгий эволюционный путь. В основе зарождения международного инвестиционного права лежит выход национального капитала далеко за пределы территории своего первоначального обитания, что само по себе носит объективный экономический характер. В силу своей сущности любой капитал, окрепнув и достигнув, так сказать, своей критической массы, стремится вырваться на новые, еще неосвоенные земли, на которых ему есть где развернуться для достижения небывалой оборачиваемости и общей эффективности [346].

Сегодня в мире в отношении иностранных инвестиций продолжается противоборство между двумя антагонистическими тенденциями - свободной циркуляцией капиталов и так называемыми регулируемыми режимами.



Первая политика, насаждаемая ведущими державами, которые и выступают основными государствами - экспортерами капитала, базируется на неоклассических экономических рецептах и направлена на прогрессивную либерализацию национального контроля над вопросами прибытия в страну, обустройства и последующих операций к прямым иностранным инвестициям. Вторая политика, которой придерживаются развивающиеся государства и страны с переходной экономикой, выступающие, как правило, в роли импортеров капитала, основывается на определенном скептицизме в отношении высокоэффективности и перспективности идеологии свободного рынка. Данный постулат в исследуемой сфере предполагает регулирующее вмешательство в процесс прямых иностранных инвестиций.

Второй подход к вопросам регулирования прямых иностранных инвестиций превалирует в настоящее время во внешней экономической политике большинства стран, которые полагают, что инвестиции в отличие от торговли являются более мощным средством вмешательства в экономический суверенитет. Как особо доказывалось выше, даже некоторые западные страны то и дело проводят политику, направленную на определенное ограничение иностранных инвестиций в свою национальную экономику. Например, даже такая страна с открытой экономикой, как Великобритания, не имеющая особых юридических форм и методов контроля над иностранными инвестициями, в исключительных случаях в этих целях использует другие правовые средства. Речь идет о случаях, когда в целях национальных интересов происходит контролирование доступа иностранных инвесторов путем применения норм законодательства в области конкуренции [347].

Хотя, с другой стороны, во второй половине XX в. в мире произошли кардинальные прогрессивные изменения, установившие в целом свободное движение капиталов. И в результате через учреждения международных национальных финансовых организаций и были сужены национальные ограничения и особые меры контроля над иностранными инвестициями.

Однако, как показала недавняя история практики принятия международных универсальных документов, направленных на существенную либерализацию режимов торговли и инвестиций, о резких переменах в данной области говорить не приходится.

Учреждение системы ГАТТ произошло путем прагматического компромисса между странами севера и юга. В частности, Заключительный акт Уругвайского раунда содержит немало пробелов, которые сужают возможности либерализации международных отношений. Его признают результатом компромисса между реальностью национальных ограничений и целью глобальной либерализации. Так, в ст. XVI ГАТТ отражен компромисс, предусматривающий добровольное предоставление принимающим государством доступа к рынку в отдельных секторах. В области ТРИМС под нормативное регулирование попали лишь те меры, которые были благосклонно восприняты развивающимися странами. Не нашли там отражения наиболее часто применяемые развитыми странами методы: субсидии и безвозмездные ссуды. Этот список можно продолжать и дальше [348].

В принципе, любое государство обречено проводить политику разграничений между национальным и иностранным капиталом. Оно заинтересовано прежде всего именно в первом, поскольку внутренние инвестиции направляются в своем большинстве в социально значимые отрасли производства, они носят более долговременный характер. Зарубежные инвесторы зачастую стремятся вложить свои капиталы в наиболее прибыльные отрасли экономики. Как показывает мировой опыт, иностранные инвесторы, используя сверхмобильность, способны оперативно аккумулировать свои финансовые возможности в той или иной сфере экономики для извлечения максимальной прибыли и так же быстро вывезти из страны-реципиента свои капиталы, не считаясь с национальными интересами данного государства. Во многих случаях зарубежные инвесторы не планируют долгосрочные капиталовложения в принимающем государстве. Это вынуждает государство вести сбалансированную политику регулирования иностранных инвестиций. Задача состоит в том, чтобы, совершенствуя механизмы регулирования как на национальном, так и на международно-правовом уровне, найти оптимальное согласие интересов государства и иностранных инвесторов.

Право государства контролировать допуск иностранных инвестиций не ограничено, как доказывалось выше, так как проистекает из самого понятия государственного суверенитета. Как показывает международный опыт привлечения иностранных инвестиций, государства устанавливают целый ряд барьеров иностранным гражданам и компаниям в ходе их допуска к осуществлению инвестиционной деятельности на своей территории. Причины того, что государства-реципиенты порой неохотно предоставляют иностранным инвесторам равные с местными предпринимателями условия, кроются в целом ряде факторов. Например, некоторые государства опасаются активного привлечения иностранных инвестиций и в те отрасли экономики, которые имеют значение для национальной безопасности или составляют ее базовые отрасли. В некоторых случаях правительства по требованию своих предпринимателей проводят протекционистскую политику, желая защитить их от конкуренции с иностранными компаниями. Поэтому многие государства устанавливают ограничения или особые условия допуска прямых иностранных инвестиций в определенные отрасли экономики. В силу таких обстоятельств в некоторых двусторонних соглашениях о поощрении и защите зарубежных капиталовложений прямо не предусматривается право инвестора одной договаривающейся стороны осуществлять инвестиции на территории другой договаривающейся стороны.

Государство в силу суверенного равенства государств, являющегося одним из основных принципов международного права, самостоятельно определяет свою внешнюю инвестиционную политику, устанавливая на основе действующего национального законодательства правила доступа на свою территорию иностранных инвестиций. Оно в силу принципа суверенного равенства государств, являющегося одним из основных принципов международного права, облечено особыми правовыми функциями и полномочиями, включая законодательные, для обеспечения своих национальных интересов.

Совокупность обязательств принимающего государства в ходе допуска на свою территорию иностранного инвестора предусматривает создание благоприятных условий для зарубежного предпринимателя. Несмотря на соответствующие нормы обычного международного права о создании благоприятных условий для хозяйственной деятельности иностранного инвестора, до сих пор отсутствует конвенционное требование к принимающей стране относительно зарубежного инвестирования. В большинстве стран доступ иностранного капитала производится в соответствии с национальным законодательством.

Страны - экспортеры капитала стремятся в конвенционном порядке защитить своих граждан и свои компании от неблагоприятных последствий дискриминации, пытаясь обеспечить предоставление режима допуска, который не менее благоприятен, чем режим, который предоставляется хозяйствующим субъектам принимающей страны или инвестора третьей страны. В таком случае действие международного договора с этим условием принимающая страна, решая вопрос о допуске иностранного инвестиционного проекта, должна относиться к заявкам инвесторов страны-партнера по договору так же, как она относится к заявкам своих собственных национальных инвесторов или инвесторов других стран.

Руководство по режиму иностранных инвестиций Мирового банка исходит из основного положения, что равный режим инвесторов, действующих в равных обстоятельствах, а также свободная конкуренция между ними являются условиями для создания благоприятного инвестиционного климата (positive investment environment). Ничто в данном руководстве не может служить основанием для предоставления иностранному инвестору более льготного режима, чем национальному инвестору при аналогичных обстоятельствах.

1. Каждое государство вправе поощрять национальные частные лица другого государства вкладывать свой капитал, использовать технологию и способности управления производством на своей территории и для этой цели применять систему допуска иностранных инвестиций в соответствии со следующими условиями, в соответствии с которыми государство обязано:

а) упрощать (facilitate) допуск и осуществление (establishment) инвестиций национальными частными лицами других государств;

б) избегать создания неоправданно сложной процедуры регулирования или установления в законе условий, выполнение которых является необходимым для получения допуска.

2. Каждое государство сохраняет за собой право регулировать допуск иностранных частных инвестиций. При формулировании норм и при их применении государства будут принимать во внимание имеющийся опыт правового регулирования, который свидетельствует о том, что в отдельных случаях исполнение требований законодательства, сформулированных как условия для допуска иностранных инвестиций, нередко не оправдывает себя и что наиболее эффективным решением проблемы правового регулирования иностранных инвестиций является открытый доступ, возможно, в рамках списка отраслей, открытых для иностранных частных инвестиций (при существовании списка ограниченного числа отраслей, видов деятельности, закрытых для иностранных инвестиций или требующих оценки условий допуска (screening), лицензирования).

Следовательно, государство самостоятельно определяет политику, которой оно намерено придерживаться как по отношению к инвестиционным операциям, которые предполагают осуществлять его граждане за границей, так и по отношению к инвестиционным операциям, которые намерены проводить иностранцы на территории этого государства. Речь идет об операциях по созданию или ликвидации инвестиций.

Предыдущая