Поиск

Реклама

Администратор сайта



Андреева О. А., Клочков В. В., Костенко М. А.,
Макаренко С. Н., Земченков Н. Ф., Дедюлина М. А.,
Кулик В. С., Тимошенко И. В.,
Дранников В. Н., Ельчанинова Н. Б.
Правоведение: учебное пособие
Под ред. д-ра юр. наук, профессора, действительного члена Российской академии естественных наук П. П. Баранова. - Таганрог: Изд-во ТРТУ, 2006. - 299 с.

Предыдущая

4. Основы конституционного права Российской Федерации

4.5. Особенности федеративного устройства России

Федеративному устройству России посвящена глава 3. Эта глава определяет состав субъектов Российской Федерации, их статус и распределение по предметам ведения между субъектами РФ и Федеральным центром.

В соответствии со ст. 65 Конституции Российской Федерации в состав России  входят 89 субъектов федерации. Среди них 21 республика, 6 краев, 49 областей, 10 автономных округов, 2 города федерального значения (Москва и Санкт-Петербург), 1 автономная область. Все субъекты Российской Федерации разделены на 7 Федеральных округов. В каждом округе назначен Представитель президента Российской Федерации.

Принятие в Российскую Федерацию нового субъекта осуществляется в порядке, установленном федеральным конституционным законом. Статус субъекта Российской Федерации может быть изменен по взаимному согласию Российской Федерации и Субъекта РФ в соответствии с федеральным конституционным законом. Границы между субъектами федерации могут быть изменены по взаимному согласию этих субъектов. На своей территории республики вправе устанавливать свои государственные языки, которые в официальных документах должны употребляться наряду с государственным (т.е. русским языком).

В ведении Российской Федерации находятся:

1)  разработка и принятие федеральных законов и контроль за их исполнением;

2)  защита прав и свобод человека, регулирование вопросов гражданства и защита прав национальных меньшинств;

3)  управление федеральной собственностью;

4)  определение основ федеральной политики и их реализация в области государственного, экономического и социально-культурного строительства;

5)  регулирование и контроль финансовых потоков, установление основ кредитной, налоговой, валютной и таможенной политики государства;

6)  формирование федерального бюджета и федеральных фондов регионального развития;

7)  ведение внешней политики и установление международных отношений, ведение международных переговоров по вопросам войны и мира;

8)  обеспечение обороны и безопасности государства, определение порядка продажи и покупки оружия и другого военного имущества;

9)  определение и защита государственной границы;

10) Ведение судопроизводства, прокуратура, вопросы амнистии и помилования граждан, совершивших общественно опасные, противоправные, виновные деяния.

В совместном ведении Российской Федерации и субъектов РФ находятся:

1)  обеспечение соответствия конституций и законов республик Конституции Российской Федерации и федеральным законам;

2)  владение, пользование и распоряжение землей, недрами, водными и другими ресурсами;

3)  координация вопросов здравоохранения, социальная защита, включая социальное обеспечение;

4)  установление общих принципов организации системы органов государственной власти и местного самоуправления;

5)  координация международных и внешнеэкономических связей субъектов Российской Федерации, а также выполнение международных договоров РФ.

Законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации не могут противоречить федеральным законам. В случае противоречия между федеральным законом и иным актом, изданным в Российской Федерации, действует закон. Система органов государственной власти республик устанавливается субъектами Российской Федерации самостоятельно. Президент Российской Федерации и Правительство обеспечивают осуществление полномочий федеральной государственной власти на всей территории Российской Федерации.

Предыдущая