Поиск

Реклама

Администратор сайта



Андреева О. А., Клочков В. В., Костенко М. А.,
Макаренко С. Н., Земченков Н. Ф., Дедюлина М. А.,
Кулик В. С., Тимошенко И. В.,
Дранников В. Н., Ельчанинова Н. Б.
Правоведение: учебное пособие
Под ред. д-ра юр. наук, профессора, действительного члена Российской академии естественных наук П. П. Баранова. - Таганрог: Изд-во ТРТУ, 2006. - 299 с.

Предыдущая

3. Международное право как особая система права

3.2. Источники и субъекты международного права

Под источниками международного права понимаются формы существования международно-правовых норм, в которых выражены согласованные субъектами международного права правила поведения. Основными источниками международного права являются международный договор и международный обычай, помимо вышеназванных источников, в настоящее время активно используются заключительные акты международных совещаний и конференций и обязательные резолюции международных организаций.

Международный договор – это международное соглашение, заключенное между государствами в письменной форме и регулируемое международным правом. Международный договор содержит цели его заключения, объект договора, права и обязанности договаривающихся сторон, порядок и условия вступления договора в силу, срок действия договора, может быть установлена ответственность за неисполнение договора, а также другие согласованные положения. В настоящее время нормы международных договоров занимают основное место в международном праве.

Международный обычай – это длительно повторяемое правило поведения, которое молчаливо признается и выполняется субъектами международного права в качестве обычной международно-правовой нормы. Согласно ст. 38 Статута Международного суда ООН международный обычай рассматривается как доказательство всеобщей практики, признанной в качестве правовой нормы. Лидерами по количеству международных обычаев, используемых для регулирования отношений, являются право внешних сношений и международное морское право.

Нередки случаи, когда в международной практике государств одни и те же правила поведения для одних государств закреплены международными договорами, а для других государств в форме международных обычаев.

Сравнительный анализ рассмотренных выше источников международного права позволяет установить ряд общих черт, таких как одинаковая юридическая природа, заключающаяся в согласовании воли субъектов международного права; представляют собой правила поведения, имеющие обязательный характер независимо от формы должны добросовестно соблюдаться; последствия несоблюдения или нарушения; единый механизм обеспечения. Помимо общих черт имеется и ряд существенных отличий, которые состоят в следующем: различен способ создания договорной и обычной норм; отличный временной критерий; объективная форма норм различна и, как следствие, различная система доказательств и подходов к толкованию; влиянии правоприменительной практики и ряд других особенностей.

Заключительные акты международных конференций и совещаний могут носить различный характер (рекомендательный или обязательный), различную юридическую силу и порядок действия. В качестве примера можно привести документы Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе (СБСЕ), которые носят юридически обязательный характер: Венский итоговый документ (1989 г.), Парижская хартия для Новой Европы (1990 г.) и др.

Процесс создания резолюций международных организаций, в частности ООН, можно разделить на два этапа: установление правила поведения и придание согласованному правилу юридической силы, которая определяется согласно уставам данных международных организаций и зачастую носит рекомендательный характер. Резолюции в зависимости от юридической обязательности можно подразделить на резолюции, устанавливающие обязательные правила для органов данной международной организации и приобретающие юридическую обязательность в силу норм, содержащихся в международных договорах.

Особенности международного права как особой системы права позволяют установить специфику участия его субъектов в межгосударственных отношениях, которая выражается в наличии международной правосубъектности. Под международной правосубъектностью понимается совокупность основных прав и обязанностей, вытекающая из норм международного права. Субъекты международного права обладают общей, отраслевой и специальной правосубъектностью.

Различают две группы субъектов международного права: первичные (суверенные) и производные (несуверенные). К первичным субъектам международного права относятся государства и нации, борющиеся за свободу и признание своей независимости. Присущий им государственный или национальный суверенитет делает их независимыми и предоставляет возможность самостоятельного участия в международных отношениях. Для наделения данных субъектов международного права международной правосубъектностью не требуется специальных норм, они обладают ею с момента создания.

Международная правосубъектность государств вытекает из присущего им суверенитета, означающего самостоятельность государства, верховенство и неограниченность власти в пределах его территории. Международная правосубъектность наций и народов, борющихся за независимость, не зависит от волеизъявления других субъектов и вытекает из права народов на самоопределение. В этом случае субъектом международного права может быть признана только та нация, которая имеет свою политическую организацию, самостоятельно осуществляет квазигосударственные функции и стремится к созданию собственного независимого государства в соответствии с международным правом.

Производные субъекты международного права (международные организации и государствоподобные образования) обладают ограниченной правосубъектностью, которая устанавливается в их учредительных документах и должна быть признана первичными субъектами. Следовательно, объем прав и обязанностей разных субъектов международного права неодинаков, а также различен объем международно-правовых отношений, в которых они участвуют. Наибольшим объемом международной правосубъектности среди международных организаций обладает Организация Объединенных Наций (ООН). Как отмечалось выше, международной правосубъектностью также обладают государствоподобные образования, в частности, ими являются вольные города (государство-город, обладающий внутренним самоуправлением и определенной международной правосубъектностью) и Ватикан (цель создания которого обеспечение независимости для главы католической церкви).

Предыдущая