Поиск

Реклама

Администратор сайта



В.Т. Батычко
История государства и права зарубежных стран в вопросах и ответах

Таганрог: ТТИ ЮФУ, 2009.

Предыдущая

2. Древний Шумер и Вавилон

Первые города-государства, в управлении которых участвовало народное собрание, появились именно в Месопотамии еще пять тысяч лет назад. Они располагались между реками Тигр и Евфрат Считается, что это и были первые города и первые государства в истории Земли. Возникла новая, принципиально иная форма человеческого общежития.  

Разумеется, не все шумерские города имели народные собрания. Некоторые управлялись царями безо всякой оглядки на мнение граждан. Некоторые тираны, как Урукагина, захватив «власть у предыдущих тиранов, утверждали, что они «искоренили рабство и водворили свободу».

Как и большинство других политических режимов, ранние городские демократии в шумерских городах возникали не по экономической или политической, а по военной необходимости. Они зарождались там, где основой войска продолжало оставаться вооруженное пешее ополчение свободных людей. Быть гражданином и принимать участие в народном собрании означало быть воином. Как только над свободным народом возвышалась группа привилегированных воинов (всадники или люди на колесницах, имевшие вооружение, слишком дорогое для простого человека), строй начинал приближаться к аристократическому. Как только правитель города набирал свое личное войско из лично обязанных ему людей, купленных им рабов или просто наемников, он превращался в тирана.

В Древней Вавилонии при известном царе-законодателе Хаммурапи сохранился общинный строй, что было обусловлено ирригационной системой земледелия, поддержание которой требовало серьезных совместных усилий. Государство в лице царя было верховным собственником воды и управляющим ирригационных систем.

По форме государственного устройства древневавилонское государство было относительно централизованным, а по форме правления являлось древневосточной деспотией.

Вместе с тем фактически власть царя не была полностью абсолютной, он был, вынужден считаться с богатой торговой знатью. Царь был верховным руководителем религиозного культа.

Центром административного управления являлся царский дворец, чиновники, ведавшие дворцовым хозяйством, являлись одновременно высшими должностными лицами государства и руководили государственными делами. Высшим царским чиновником был управитель царского дворца (нубанда). Водным хозяйством ведал «управитель реки».

Государство было разделено на области, во главе которых стояли царские наместники. При Хаммурапи было назначено два главных наместника — на севере в городе Сиппар и на юге в городе Ларе.

В древневавилонском государстве сохранились органы общинного управления (общинный совет, его глава — рабианум — назначался царем). Функции общинного совета были весьма обширными. Община в отдельных случаях несла коллективную ответственность за преступления, совершенные отдельным общинником.

Царь и царские чиновники одновременно ведали и административными, и судебными делами. Высшим судьей был царь, являвшийся высшей инстанцией при рассмотрении гражданских и уголовных дел, а также обладавший правом помилования преступников.

Судебными функциями обладали также наместники и рабианумы, председательствовавшие в судебных коллегиях. В большинстве городов судебные функции осуществляли «царские судьи», вместе с тем Хаммурапи сохранил храмовые суды.

Как всякое рабовладельческое государство, Древний Вавилон знал деление общества на свободных и рабов.

Рабы («вардум») составляли низший общественный строй. Рабами становились военнопленные, а также порабощенные и ставшие бесправными свободные (например, преступники и несостоятельные должники). Рабы рассматривались законом как вещь, находящаяся в полной собственности хозяина. Право собственности на рабов переходило в семье из поколения в поколение. Рабов продавали, закладывали. Повреждение их здоровья или лишение их жизни считалось не более как повреждение имущества. Купля-продажа, совершенная с рабом, наказывалась смертной казнью для покупателя. Для обозначения рабского состояния на рабов налагались особые знаки, вырезаемые или выжигаемые на теле. Но такое клеймение ограничивало владельческие права господина, который лишался возможности продать раба или отдать его в обмен на другого.

Рабы были царские, храмовые, частновладельческие. Имущество рабов принадлежало их господину.

Свободное население Вавилона, в свою очередь, делилось на полноправных и неполноправных. Полноправные свободные граждане «авилум» составляли основную массу населения. В большинстве своем они владели землей, несли имущественные и личные повинности.

Неполноправными гражданами являлись «мушкену». Согласно законодательства Хаммурапи мушкену стоял ниже полноправного гражданина, но в то же время он не являлся рабом.

Довольно высокое положение занимали чиновничество и храмовые служащие. Низшие ступени профессионально-служебной лестницы занимали крупные купцы и предприниматели, ремесленники, поденщики.

Правление царя Хаммурапи (1792-1750 гг. до н.э.) ознаменовано созданием сборников законов. До нашего времени дошли нормы права, выбитые на большом черном базальтовом столбе. Всего памятник насчитывает 282 статьи. Нормы составлены в основном в казуистической форме.

Право собственности. В Вавилоне существует право собственности на землю, рабов. Известны сделки  - догов купли-продажи, аренды, займа, хранения, товарищества, мены, поручения.

Брачно-семейные отношения. Брак считается действительным только на основе письменного договора между будущим мужем и отцом невесты. В семье существует главенство мужа. За неверность жена повергалась суровому наказанию. В то же время жена могла иметь имущество и право на развод. Могла наследовать после мужа.

Уголовное право и процесс. Известны три вида преступлений: против личности, имущественные и против семьи. Главенствует принцип талиона (око за око, зуб за зуб). Процесс  предусматривает свидетельские показания, клятвы, ордалии (испытание огнем, водой и др.).

Предыдущая
forte pro;аленка бухвостова детская стоматология