В.Т. Батычко
Теория государства и права в вопросах и ответах
Таганрог: ТРТУ, 2005.
Предыдущая |
2. Вопросы по теории права
2.23. Правовое воспитание, его формы
Правовое воспитание часть общегражданского воспитания, включившего в себя множество компонентов. Как известно существуют различные формы (виды) воспитания личности: политическое, идеологическое, трудовое, нравственное, правовое, культурное, патриотическое, семейное, школьное и т.д. Все они тесно взаимосвязаны, поскольку образуют единый процесс духовного (интеллектуального воздействия на сознание и поведение людей.
Юристы имеют дело с правовым воспитание, которое представляет для них профессиональный интерес и поэтому изучается юридической наукой. Необходимость правового воспитания очевидна. Сегодня в условиях построения правового государства, как никогда раньше, ощущается острая потребность в правовых знаниях, которые так или иначе используются во всех сферах общественной жизни. Усиление правового просвещения населения, преодоление правового нигилизма – одна из задач проводимой в стране правовой реформы.
Правовое воспитание - это целенаправленная деятельность государственных органов и общественности по ,формированию у граждан и должностных лиц правосознания и правовой культуры.
Правовое воспитание - сложный процесс, включающий в себя следующие составные части:
1) субъекты воспитания (органы государства, государственные служащие, политики, преподаватели, журналисты и др.);
2) объекты воспитания (граждане, трудовые коллективы, социальные группы и т.д.);
3) содержание воспитания (выражается в приобщении людей к политическим и юридическим ценностям, идеям, принципам, информации, опыту и т.п.);
4) методы воспитания (убеждение, поощрение, наказание и иные приемы психолого-педагогического воздействия на объект воспитания);
5) формы воспитания.
К формам воспитания относятся:
- правовое, обучение (состоит в передаче, накоплении и усвоении правовых знаний в школе, средних специальных и высших учебных заведениях);
- правовая пропаганда (заключается в распространении правовых идей и правовых требований среди населения телевидением, радио, иными средствами массовой информации);
- юридическая практика (способствует передаче юридической информации, знаний посредством участия граждан в процессе прежде всего правоприменительной деятельности и т.п.);
- самовоспитание (связано с личным опытом, самообразованием, собственным анализом правовых явлений).
Правовое воспитание нельзя сводить только к правовой информированности граждан. Это более глубинный процесс, связанный с осознанием прав и свобод человека и гражданина, положений Конституции и основных действующих законов.
Методами правового воспитания выступают убеждение, принуждение, наказание, поощрение, потенциальная угроза применения санкций, профилактика, предупреждение и другие способы и приемы воздействия на сознание и поведение субъектов. Использование тех или иных методов зависит от конкретных обстоятельств.
В процессе правового воспитания важно сформировать у каждого гражданина верное понимание роли права в жизни общества, его ценность, необходимость; развить чувство собственного достоинства, правоты, защищенности и в то же время стремление бороться за право – свое и чужое.
Предыдущая |