Поиск

Реклама

Администратор сайта



Вл.Т. Батычко
Уголовное право. Особая часть

Конспект лекций. Таганрог: ИТА ЮФУ, 2015.

Предыдущая

Лекция 8. Преступления в сфере экономической деятельности

8.4. Преступления в сфере финансовой деятельности государства

Контрабанда (ст. 188 УК РФ). Статья утратила силу[72]. Законодатель исключил контрабанду из главы 22 УК РФ в связи с тем, что ее положения ч. 1 конкурировали со ст. 194 УК РФ. А контрабанда запрещенных и изъятых из гражданского оборота предметов и материалов посягает в большей степени на общественную безопасность. Единственное, что законодатель оставил в рассматриваемой главе, так это контрабанду наличных денежных средств и (или) денежных инструментов, введя ответственность за это деяние в отдельную норму – ст. 201.1 УК РФ, а также контрабанду алкогольной продукции и (или) табачных изделий (ст. 200.2 УК РФ). Состав этих преступлений будет рассмотрен ниже.

Незаконные экспорт из Российской Федерации или передача сырья, материалов, оборудования, технологий, научно-технической информации, незаконное выполнение работ (оказание услуг), которые могут быть использованы при создании оружия массового поражения, вооружения и военной техники (ст. 189 УК РФ[73]).

Объект преступления - порядок осуществления внешнеэкономической деятельности, направленный на недопущение распространения оружия массового поражения.

Предмет преступления - сырье, материалы, оборудование, технологии, научно-техническая информация, работы (услуги), которые могут быть использованы при создании оружия массового поражения, вооружения и военной техники.

Объективную сторону преступления образуют: 1) незаконные экспорт или передача иностранной организации или ее представителю сырья, материалов, оборудования, технологий, научно-технической информации; 2) незаконное выполнение работ для иностранной организации или ее представителя; 3) незаконное оказание услуг иностранной организации или ее представителю, которые заведомо для виновного могут быть использованы при создании вооружения и военной техники и в отношении которых установлен экспортный контроль при отсутствии признаков преступлений, предусмотренных ст. 226.1 и 275 УК РФ.

Предусмотренные ч. 1 ст. 189 УК РФ действия являются незаконными, если они совершены в обход специального экспортного контроля (без лицензии, таможенного оформления и т. п.).

Окончено преступление с момента фактического перемещения через таможенную границу сырья, материалов, оборудования, технологий, научно-технической информации, а также выполнения работ и оказания услуг, используемых при создании оружия массового поражения, вооружения и военной техники.

Субъективная сторона преступления характеризуется прямым умыслом.

Субъектом преступления является лицо, наделенное правом осуществлять внешнеэкономическую деятельность. В соответствии с примечанием к ст. 189 УК РФ под лицом, наделенным правом осуществлять внешнеэкономическую деятельность, понимаются руководитель юридического лица, созданного в соответствии с законодательством РФ и имеющего постоянное место нахождения на территории РФ, а также физическое лицо, имеющее постоянное место жительства на территории РФ и зарегистрированное на территории РФ в качестве индивидуального предпринимателя.

Квалифицированным видом преступления согласно ч. 2 ст. 189 УК является его совершение группой лиц по предварительному сговору.

В ч. 3 ст. 189 УК РФ установлена ответственность за деяния, предусмотренные ч. 1 данной статьи, совершенные организованной группой либо в отношении сырья, материалов, оборудования, технологий, научно-технической информации, работ (услуг), которые заведомо для лица, наделенного правом осуществлять внешнеэкономическую деятельность, могут быть использованы при создании оружия массового поражения, средств его доставки и в отношении которых установлен экспортный контроль.

Невозвращение на территорию Российской Федерации культурных ценностей (ст. 190 УК РФ). Объектом преступления выступает монополия государства на владение и распоряжение предметами художественного, исторического и археологического достояния народов РФ и зарубежных стран.

Предмет преступления - предметы (книги, предметы украшения, картины и т. п.), являющиеся художественным, историческим или археологическим достоянием народов РФ и зарубежных стран.

Объективная сторона преступления выражается в невозвращении в установленный срок на территорию РФ культурных ценностей, вывезенных за ее пределы, если такое возвращение является обязательным в соответствии с действующим законодательством.

Окончено преступление с момента фактического невозвращения на территорию страны указанных ценностей в обусловленный правовыми актами срок.

Субъективная сторона преступления характеризуется прямым умыслом.

Субъект преступления - лицо, на которое соответствующими правовыми актами возложена обязанность возвратить на территорию РФ предметы художественного, исторического или археологического достояния народов РФ или зарубежных стран.

Незаконный оборот драгоценных металлов, природных драгоценных камней или жемчуга (ст. 191 УК РФ). Объект рассматриваемого преступления - общественные отношения, складывающиеся по поводу осуществления финансовой деятельности государства в части оборота драгоценных металлов, природных драгоценных камней или жемчуга.

Предметом преступления являются драгоценные металлы, природные драгоценные камни, а также жемчуг в любом виде и состоянии, за исключением ювелирных и других бытовых изделий либо лома таких изделий.

Согласно Федеральному закону от 26 марта 1998 года № 41-ФЗ «О драгоценных металлах и драгоценных камнях» драгоценными металлами являются золото, серебро, платина и металлы платиновой группы (палладий, иридий, родий, рутений и осмий) в любом виде и состоянии, за исключением ювелирных и других бытовых изделий, а также лома таких изделий. К природным драгоценным камням относятся природные алмазы, изумруды, сапфиры и александриты в сыром и обработанном виде, а также жемчуг, за исключением ювелирных и других бытовых изделий из этих камней и лома таких изделий. Предметом данного преступления является только жемчуг ориенталь и речной, масса которых исчисляется в каратах. Ниточный (просверленный) и искусственный жемчуг не признаются предметом данного преступления.

Драгоценные металлы и природные драгоценные камни могут выступать в виде добытых из недр минерального сырья, самородных минералов, полуфабрикатов, готовой продукции, не относящейся к ювелирным и другим бытовым изделиям, материалов, инструментов, слитков аффинированных драгоценных металлов, монет, содержащих драгоценные металлы, но не находящихся в обращении, и т. п.

Объективная сторона преступления выражается в совершении сделок с драгоценными металлами, природными драгоценными камнями, а также с жемчугом в нарушение правил, установленных законодательством РФ, а также в их незаконном хранении, перевозке или пересылке, совершенные в крупном размере.

Порядок совершения сделок с драгоценными металлами и природными драгоценными камнями, а также жемчугом регламентирован Федеральным законом «О драгоценных металлах и драгоценных камнях», а также рядом нормативных актов Правительства РФ, и др.

Осуществление сделок с драгоценными металлами, природными драгоценными камнями, а также с жемчугом путем их покупки, продажи, обмена, использования в качестве средства платежа, залога и т. п. в обход установленных правил признается незаконным. Например, незаконными сделками являются продажа предприятиями-заготовителями и скупочными предприятиями вторичного сырья, содержащего золото и серебро, гражданам; продажа пользователями недр слитков золота и серебра коммерческим банкам, специально не уполномоченным на совершение в установленном порядке операций с драгоценными металлами; использование минерального сырья, содержащего золото и серебро, в качестве предмета залога (заклада); использование минерального сырья, содержащего золото и серебро, в качестве металла, зачисляемого на счета и во вклады, и т. п.

Незаконные сделки с драгоценными металлами, природными драгоценными камнями либо с жемчугом, а равно их незаконные хранение, перевозка и пересылка являются оконченным преступлением с момента их совершения.

Деяние признается преступным если оно совершено в крупном размере. В соответствии с примечанием к ст. 169 УК РФ деяния, предусмотренные данной статьей, признаются совершенными в крупном размере, если стоимость драгоценных металлов, природных драгоценных камней или жемчуга, в отношении которых совершен незаконный оборот, превышает один миллион пятьсот тысяч рублей.

Субъективная сторона преступления характеризуется прямым умыслом.

Субъект преступления - достигшее 16-летнего возраста лицо, как частное, так и должностное.

Квалифицированным видом преступления, предусмотренным ч. 2 ст. 191 УК РФ, является его совершение организованной группой или группой лиц по предварительному сговору.

Нарушение правил сдачи государству драгоценных металлов и драгоценных камней (ст. 192 УК РФ). Объектом преступления являются общественные отношения в сфере финансовой деятельности государства по поводу формирования бюджета.

Предмет преступления - драгоценные металлы и драгоценные камни, понятие которых определено в комментариях к ст. 191 УК РФ. По смыслу диспозиции ст.192 УК предметом преступления являются добытые из недр (путем разработки месторождений), полученные из вторичного сырья (например, путем переработки лома и отходов, содержащих драгоценные металлы), поднятые и найденные (как в пределах территории, на которой производится промышленная разработка недр, так и вне ее) драгоценные металлы и драгоценные камни.

Объективная сторона преступления выражается в бездействии - уклонении от обязательной сдачи на аффинаж или обязательной продажи государству добытых из недр, полученных из вторичного сырья, а также поднятых и найденных драгоценных металлов и драгоценных камней, совершенные в крупном размере.

В соответствии с Федеральным законом «О драгоценных металлах и драгоценных камнях» добыча и производство драгоценных металлов, добыча драгоценных камней могут осуществляться исключительно организациями, получившими в установленном законом порядке специальные разрешения (лицензии). Старательская добыча может применяться при добыче драгоценных металлов и драгоценных камней, за исключением алмазов, всеми организациями независимо от их организационно-правовых форм, в том числе артелями старателей. Драгоценные металлы и драгоценные камни, добытые из недр в соответствии с полученной лицензией, становятся собственностью субъекта предпринимательской деятельности. Тем не менее, Федеральным законом «О драгоценных металлах и драгоценных камнях» и другими нормативными актами установлено, что добытые из недр, полученные из вторичного сырья, а также поднятые и найденные драгоценные металлы и драгоценные камни подлежат обязательной сдаче на аффинаж, т. е. очистку и получение драгоценных металлов высокой чистоты путем отделения от них загрязняющих примесей, либо обязательной продаже государству.

Уклонение от обязательной сдачи на аффинаж или обязательной продажи драгоценных металлов и драгоценных камней образует преступление, если оно совершено в крупном размере. В соответствии с примечанием к ст. 169 УК РФ нарушение правил сдачи или продажи государству драгоценных металлов и драгоценных камней признается совершенным в крупном размере, если стоимость указанных в настоящей статье предметов, не сданных или не проданных государству, превышает один миллион пятьсот тысяч рублей.

Субъективная сторона преступления характеризуется прямым умыслом.

Субъект преступления - лицо, достигшее возраста 16 лет. Это могут быть руководители организаций, осуществляющих добычу драгоценных металлов и драгоценных камней, члены старательских артелей, добывающих драгоценные металлы и драгоценные камни на основании лицензии, отдельные граждане, нашедшие драгоценные металлы и драгоценные камни в пределах территории, на которой производится промышленная разработка недр, или вне ее.

Уклонение от исполнения обязанностей по репатриации денежных средств в иностранной валюте или валюте Российской Федерации (ст. 193 УК РФ). Объект преступления - общественные отношения, складывающиеся в сфере финансовой деятельности государства в части валютного регулирования.

Предмет преступления - иностранная валюта: иностранные денежные знаки в виде банкнот, казначейских билетов, монет, находящихся в обращении, а также изымаемые из обращения, но подлежащие обмену денежные знаки; средства на счетах в денежных единицах иностранного государства и в международных или расчетных единицах.

Объективная сторона преступления характеризуется невозвращением в крупном размере из-за границы средств в иностранной валюте, подлежащих в соответствии с российским законодательством обязательному перечислению на счета в уполномоченный банк РФ.

В соответствии с действующим законодательством[74] иностранная валюта, полученная резидентами (физическими лицами, имеющими постоянное место жительства в РФ, и юридическими лицами - предприятиями и организациями), подлежит обязательному зачислению на их счета в уполномоченных банках РФ. В зависимости от оснований получения средств в иностранной валюте, подлежащих обязательному перечислению на счета в уполномоченные банки РФ, нормативными актами установлены различные сроки исполнения данной обязанности. Указанный срок исчисляется от даты вывоза товаров с таможенной территории РФ. Истечение указанного срока рассматривается как невозвращение из-за границы средств в иностранной валюте, образуя оконченное преступление.

Уголовная ответственность наступает при условии невозвращения средств в иностранной валюте в крупном размере. Согласно примечанию к ст. 193 УК РФ деяние, предусмотренное настоящей статьей, признается совершенным в крупном размере, если сумма незачисленных или невозвращенных денежных средств в иностранной валюте или валюте Российской Федерации по однократно либо по неоднократно в течение одного года проведенным валютным операциям превышает шесть миллионов рублей.

Субъективная сторона преступления характеризуется прямым умыслом.

Субъектом преступления являются руководители организаций (независимо от формы собственности), не возвращающих средства в иностранной валюте, подлежащие в соответствии с действующим законодательством обязательному перечислению на счета в уполномоченном банке РФ.

В качестве квалифицирующих признаков, которые были введены в ч. 2 рассматриваемой нормы в 2013 году является совершение деяния:

а) в особо крупном размере;

б) группой лиц по предварительному сговору или организованной группой;

в) с использованием заведомо подложного документа;

г) с использованием юридического лица, созданного для совершения одного или нескольких преступлений, связанных с проведением финансовых операций и других сделок с денежными средствами или иным имуществом.

Деяние, совершенным в особо крупном размере признается, если сумма незачисленных или невозвращенных денежных средств в иностранной валюте или валюте Российской Федерации по однократно либо по неоднократно в течение одного года проведенным валютным операциям превышает тридцать миллионов рублей.

Совершение валютных операций по переводу денежных средств в иностранной валюте или валюте Российской Федерации на счета нерезидентов с использованием подложных документов (ст. 193.1 УК РФ).

Объект преступления - общественные отношения, складывающиеся в сфере финансовой деятельности государства в части валютного регулирования.

Предмет преступления - иностранная валюта: иностранные денежные знаки в виде банкнот, казначейских билетов, монет, находящихся в обращении, а также изымаемые из обращения, но подлежащие обмену денежные знаки; средства на счетах в денежных единицах иностранного государства и в международных или расчетных единицах.

Объективная сторона преступления выражается в совершении валютных операций по переводу денежных средств в иностранной валюте или валюте Российской Федерации на банковские счета одного или нескольких нерезидентов с представлением кредитной организации, обладающей полномочиями агента валютного контроля, документов, связанных с проведением таких операций и содержащих заведомо недостоверные сведения об основаниях, о целях и назначении перевода.

Субъективная сторона преступления характеризуется прямым умыслом.

Субъектом преступления являются руководители организаций (независимо от формы собственности), который совершает валютные операции по переводу денежных средств в иностранной валюте или валюте Российской Федерации на банковские счета одного или нескольких нерезидентов.

В качестве квалифицирующих признаков, предусмотренных ч. 2 ст.193.1 УК РФ является совершение деяния:

а) в крупном размере;

б) группой лиц по предварительному сговору;

в) с использованием юридического лица, созданного для совершения одного или нескольких преступлений, связанных с проведением финансовых операций и других сделок с денежными средствами или иным имуществом.

Деяния, предусмотренные настоящей статьей, признаются совершенными в крупном размере, если сумма незаконно переведенных денежных средств в иностранной валюте или валюте Российской Федерации по однократно либо по неоднократно в течение одного года проведенным валютным операциям превышает шесть миллионов рублей.

Особо квалифицированным (ч. 3 ст.193.1 УК РФ) является деяние, если оно совершено:

а) в особо крупном размере;

б) организованной группой,

Деяния, предусмотренные настоящей статьей, признаются совершенными в особо крупном размере, если сумма незаконно переведенных денежных средств в иностранной валюте или валюте Российской Федерации по однократно либо по неоднократно в течение одного года проведенным валютным операциям превышает тридцать миллионов рублей.

Уклонение от уплаты таможенных платежей, взимаемых с организации или физического лица (ст. 194 УК РФ). Объект преступления - общественные отношения, складывающиеся в сфере финансовой деятельности государства по поводу формирования бюджета.

Согласно Таможенному кодексу ТС к таможенным платежам относятся: таможенная пошлина, налог на добавленную стоимость, акцизы, таможенные сборы, плата за информирование и консультирование, плата за принятие предварительного решения, плата за участие в таможенных аукционах.

Объективная сторона преступления характеризуется уклонением от уплаты таможенных платежей в крупном размере.

Уклонение представляет собой явно выраженный отказ плательщика таможенных платежей уплатить их в установленные сроки. Таможенные платежи уплачиваются до принятия или одновременно с принятием таможенной декларации. При перемещении через таможенную границу Таможенного союза товаров не для коммерческих целей таможенные платежи уплачиваются одновременно с принятием таможенной декларации. Если таможенная декларация не была подана в установленный срок, то сроки уплаты таможенных платежей исчисляются со дня истечения срока подачи таможенной декларации.

Преступление признается оконченным с момента истечения установленного срока уплаты таможенных платежей.

Уголовная ответственность наступает при условии уклонения от уплаты таможенных платежей в крупном размере, под которым согласно примечанию к ст. 194 УК РФ понимается уклонение, при котором сумма неуплаченных таможенных платежей за товары, перемещенные через таможенную границу Таможенного союза в рамках ЕврАзЭС, в том числе в одной или нескольких товарных партиях, превышает один миллион рублей.

Субъективная сторона преступления характеризуется прямым умыслом.

Субъектом преступления может быть, как частное, так и должностное лицо, являющееся плательщиком таможенных платежей.

Квалифицированным видом преступления по ч. 2 ст. 194 УК РФ является его совершение: группой лиц по предварительному сговору (п. «а»); в особо крупном размере (п. «г»).

Согласно примечанию к ст. 194 УК РФ уклонение от уплаты таможенных платежей признается совершенным в особо крупном размере, если сумма неуплаченных таможенных платежей превышает три миллиона рублей.

Особо квалифицированным (ч. 3 ст. 194 УК РФ) признается деяние если оно совершено должностным лицом с использованием своего служебного положения либо с применением насилия к лицу, осуществляющему таможенный или пограничный контроль.

В ч. 4 ст. 194 УК РФ предусмотрена усиленная ответственность для участников организованной группы.

Уклонение от уплаты налогов и (или) сборов с физического лица (ст. 198 УК РФ). Объектом рассматриваемого преступления являются общественные отношения, складывающиеся в сфере финансовой деятельности государства по поводу формирования бюджета и внебюджетных фондов.

Налоговая система РФ функционирует в соответствии с положениями НК и принятых в его развитие других нормативных актов, которые определяют систему налогов, взимаемых в федеральный бюджет, региональные и местные налоги и сборы, а также порядок и условия их уплаты.

Под налогом понимается обязательный, индивидуально безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств в целях финансового обеспечения деятельности государства и (или) муниципальных образований.

Под сбором понимается обязательный взнос, взимаемый с организаций и физических лиц, уплата которого является одним из условий совершения в отношении плательщиков сборов государственными органами, органами местного самоуправления, иными уполномоченными органами и должностными лицами юридически значимых действий, включая предоставление определенных прав или выдачу разрешений (лицензий).

Налогоплательщиками и плательщиками сборов признаются организации и физические лица, на которых налоговым законодательством возложена обязанность уплачивать налоги и (или) сборы. Подлежащие налогообложению физические лица обязаны вести в установленном порядке учет своих доходов (расходов) и объектов налогообложения, а также представлять в налоговый орган по месту учета в установленном порядке налоговую декларацию по тем налогам, которые они обязаны уплачивать, другие документы, необходимые для исчисления и уплаты налогов.

Предметом преступления являются предусмотренные налоговым законодательством налоги и сборы, взимаемые с физических лиц: налог на доходы физических лиц (подоходный налог), налог на имущество физических лиц, налог на наследование или дарение, лицензионные сборы и др.

Согласно ст. 207 НК РФ налогоплательщиками налога на доходы физических лиц признаются физические лица (граждане РФ, иностранные граждане и лица без гражданства), являющиеся налоговыми резидентами РФ, т. е. фактически находящиеся на территории РФ не менее 183 дней в календарном году, а также физические лица, получающие доходы от источников в РФ, не являющиеся налоговыми резидентами РФ.

Объективную сторону преступления образует уклонение физического лица от уплаты налогов и (или) сборов путем непредставления налоговой декларации или иных документов, представление которых в соответствии с законодательством РФ о налогах и сборах является обязательным, либо путем включения в налоговую декларацию заведомо ложных сведений, совершенное в крупном размере.

Согласно ч. 1 ст. 80 НК РФ налоговая декларация представляет собой письменное заявление налогоплательщика о полученных доходах и произведенных расходах, источниках доходов, налоговых льготах и начисленной сумме налога и (или) других данных, связанных с исчислением и уплатой налога.

Налоговая декларация представляется каждым налогоплательщиком по каждому налогу, подлежащему уплате этим налогоплательщиком, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах. Налоговая декларация представляется в налоговый орган по месту учета налогоплательщика на бланке установленной формы им лично или направляется по почте. В соответствии с ч. 4 ст. 229 НК РФ в налоговых декларациях по налогу на доходы физических лиц последние указывают все полученные ими в налоговом периоде доходы, источники их выплаты, налоговые вычеты, суммы налога, удержанные налоговыми агентами, суммы фактически уплаченных в течение налогового периода авансовых платежей, суммы налога, подлежащие уплате (доплате) или возврату по итогам налогового периода.

Налоговая декларация представляется в налоговый орган по месту учета налогоплательщика не позднее 30 апреля года, следующего за истекшим налоговым периодом.

Налоговую декларацию в соответствии со ст. 227 и 228 НК РФ обязаны представлять: 1) физические лица, зарегистрированные в установленном действующим законодательством порядке и осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица; 2) частные нотариусы и другие лица, занимающиеся в установленном действующим законодательством порядке частной практикой; 3) физические лица, получившие вознаграждения от физических лиц, не являющихся налоговыми агентами, на основе заключенных договоров гражданско-правового характера, включая доходы по договорам найма или договорам аренды любого имущества, а также от продажи имущества, принадлежащего этим лицам на праве собственности; 4) физические лица - налоговые резиденты РФ, получающие доходы от источников, находящихся за пределами РФ; 5) физические лица, получающие другие доходы, при получении которых не был удержан налог налоговыми агентами; 6) физические лица, получающие выигрыши, выплачиваемые организаторами тотализаторов и других основанных на риске игр (в том числе с использованием игровых автоматов).

Под включением в налоговую декларацию или иные документы заведомо ложных сведений понимается умышленное указание в декларации или иных документах (счета-фактуры, расчеты налогов и т. п.) любых не соответствующих действительности сведений о размерах доходов и расходов (уменьшение размера доходов, неотражение отдельных источников доходов, увеличение суммы расходов, завышение размеров и видов налоговых вычетов, искажение сведений о торговых операциях и т. п.).

Уклонение физического лица от уплаты налогов, как разъяснил Пленум Верховного Суда РФ в постановлении от 4 июля 1997 года «О некоторых вопросах применения судами уголовного законодательства об ответственности за уклонение от уплаты налогов» считается оконченным преступлением с момента фактической неуплаты налога за соответствующий налогооблагаемый период в срок, установленный налоговым законодательством.

Уголовная ответственность за уклонение от уплаты налогов и (или) сборов с физического лица наступает при его совершении в крупном размере, под которым согласно примечанию к ст. 198 УК РФ понимается либо сумма налогов и (или) сборов, составляющая за период в пределах трех финансовых лет подряд более шестисот тысяч рублей, при условии, что доля неуплаченных налогов и (или) сборов превышает 10 процентов подлежащих уплате сумм налогов и (или) сборов, либо превышающая один миллион восемьсот тысяч рублей.

Субъективная сторона преступления характеризуется прямым умыслом.

Субъектом преступления является лицо (гражданин РФ, иностранный гражданин, лицо без гражданства), достигшее возраста 16 лет и обязанное платить установленные законом налоги и (или) сборы, представлять налоговую декларацию.

Квалифицированным видом преступления по ч. 2 ст. 198 УК РФ является совершение его в особо крупном размере.

В соответствии с примечанием к ст. 198 УК РФ особо крупным размером признается сумма налогов и (или) сборов, составляющая за период в пределах трех финансовых лет подряд более трех миллионов рублей, при условии, что доля неуплаченных налогов и (или) сборов превышает 20 процентов подлежащих уплате сумм налогов и (или) сборов, либо превышающая девять миллионов рублей.

Лицо, впервые совершившее преступление, предусмотренное настоящей статьей, освобождается от уголовной ответственности, если оно полностью уплатило суммы недоимки и соответствующих пеней, а также сумму штрафа в размере, определяемом в соответствии с Налоговым кодексом Российской Федерации.

Уклонение от уплаты налогов и (или) сборов с организации (ст. 199 УК РФ). Объект преступления - общественные отношения, складывающиеся в сфере финансовой деятельности государства по поводу формирования бюджета и внебюджетных фондов.

В соответствии с действующим налоговым законодательством РФ устанавливаются следующие виды налогов и сборов: федеральные налоги и сборы, налоги и сборы субъектов РФ (региональные налоги и сборы) и местные налоги и сборы.

Налоговая система страны включает в себя такие налоги, платежи и сборы, уплачиваемые организациями, как налог на добавленную стоимость, акцизы на отдельные группы и виды товаров, налог на прибыль, налог на операции с ценными бумагами, налог на доходы с банков, налог на рекламу, налог на пользование недрами, сбор за право пользования объектами животного мира и водными биологическими ресурсами, федеральные, региональные и местные лицензионные сборы и ряд других обязательных платежей и сборов, которые являются предметом предусмотренного ст.199 УК преступления.

Согласно ст. 11 НК РФ организациями, обязанными уплачивать налоги и (или) сборы, признаются юридические лица, образованные в соответствии с законодательством РФ (российские организации), иностранные юридические лица, компании и другие корпоративные образования, обладающие гражданской правоспособностью, созданные в соответствии с законодательством иностранных государств, международные организации, их филиалы и представительства, созданные на территории РФ (иностранные организации).

Объективную сторону преступления образует уклонение от уплаты налогов и (или) сборов с организации путем непредставления налоговой декларации или иных документов, представление которых в соответствии с законодательством РФ о налогах и сборах является обязательным, либо путем включения в налоговую декларацию или такие документы заведомо ложных сведений, совершенное в крупном размере.

Организация (налогоплательщик) в случае наличия у нее объекта налогообложения обязана уплачивать налоги и (или) сборы в размере установленной законом налоговой ставки и в определенные сроки. Налогоплательщик обязан также вести бухгалтерский учет, составлять отчеты о финансово-хозяйственной деятельности, предоставлять налоговым органам необходимые для исчисления и уплаты налогов документы и сведения.

Сроки уплаты налогов устанавливаются налоговым законодательством применительно к каждому из налогов. Так, в соответствии со ст. 174 НК РФ уплата налогов на добавленную стоимость по операциям, связанным с реализацией товаров (работ, услуг), признаваемым объектом налогообложения на территории РФ, производится по общему правилу по итогам каждого налогового периода (календарный месяц) не позднее 20 числа месяца, следующего за истекшим налоговым периодом. Налогоплательщики обязаны представить в налоговые органы по месту своего учета соответствующую налоговую декларацию в срок не позднее 20 числа месяца, следующего за истекшим налоговым периодом.

Сумма налога на добычу полезных ископаемых, подлежащая уплате по итогу налогового периода, уплачивается не позднее последнего дня месяца, следующего за истекшим налоговым периодом (ст. 344 НК РФ). При этом налоговая декларация по данному виду налога согласно ст. 345 НК РФ представляется не позднее последнего дня месяца, следующего за истекшим налоговым периодом.

Включение в налоговую декларацию или иные документы (бухгалтерские отчеты, расчеты по соответствующему налогу) заведомо ложных сведений может быть выражено в составлении подложных документов о сумме дохода или о расходах, не включенных в эту сумму; несообщении сведений об источниках дохода (прибыли); запутывании учета доходов и расходов и т. п.

Окончено преступление с момента фактической неуплаты налогов и (или) сборов за соответствующий налогооблагаемый период в срок, установленный налоговым законодательством. Согласно ч. 2 ст. 45 НК РФ обязанность по уплате налога считается исполненной налогоплательщиком с момента предъявления в банк поручения на уплату соответствующего налога при наличии достаточного денежного остатка на счете налогоплательщика.

Уголовная ответственность за уклонение от уплаты налогов и (или) сборов наступает при условии, если оно совершено в крупном размере, под которым согласно примечанию к ст. 199 УК РФ понимается сумма налогов и (или) сборов, составляющая за период в пределах трех финансовых лет подряд более двух миллионов рублей, при условии, что доля неуплаченных налогов и (или) сборов превышает 10 процентов подлежащих уплате сумм налогов и (или) сборов, либо превышающая шесть миллионов рублей.

Субъективная сторона преступления характеризуется прямым умыслом.

Субъектом преступления могут быть руководители, главные (старшие) бухгалтеры, бухгалтеры коммерческих и некоммерческих организаций, а также лица, фактически выполняющие их обязанности. Кроме того, Пленум Верховного Суда РФ в постановлении от 4 июля 1997 года «О некоторых вопросах применения судами Российской Федерации уголовного законодательства об ответственности за уклонение от уплаты налогов» к субъектам рассматриваемого преступления отнес и иных служащих организации-налогоплательщика, включивших в бухгалтерские документы заведомо искаженные данные о доходах или расходах.

Квалифицированным видом преступления по ч. 2 ст. 199 УК РФ является его совершение: а) группой лиц по предварительному сговору; б) в особо крупном размере.

Особо крупным размером уклонения от уплаты налогов и (или) взносов с организации в соответствии с примечанием к ст. 199 УК РФ признается сумма, составляющая за период в пределах трех финансовых лет подряд более десяти миллионов рублей, при условии, что доля неуплаченных налогов и (или) сборов превышает 20 процентов подлежащих уплате сумм налогов и (или) сборов, либо превышающая тридцать миллионов рублей.

Лицо, впервые совершившее преступление, предусмотренное ст. 199 УК РФ, освобождается от уголовной ответственности, если этим лицом либо организацией, уклонение от уплаты налогов и (или) сборов с которой вменяется данному лицу, полностью уплачены суммы недоимки и соответствующих пеней, а также сумма штрафа в размере, определяемом в соответствии с Налоговым кодексом Российской Федерации[75].

Неисполнение обязанностей налогового агента (ст. 199.1 УК РФ). Объект преступления - общественные отношения, складывающиеся в сфере финансовой деятельности государства по поводу формирования бюджета и внебюджетных фондов.

Объективную сторону преступления образует неисполнение обязанностей налогового агента по исчислению, удержанию или перечислению налогов и (или) сборов, подлежащих в соответствии с законодательством РФ о налогах и сборах исчислению, удержанию у налогоплательщика и перечислению в соответствующий бюджет (внебюджетный фонд), совершенное в крупном размере.

Налоговыми агентами признаются организации и (или) физические лица, на которых законодательством о налогах и сборах возложены обязанности по исчислению, удержанию у налогоплательщика и перечислению в соответствующий бюджет (внебюджетный фонд) налогов и (или) сборов. В качестве налоговых агентов могут выступать российские организации, постоянные представительства иностранных организаций в РФ, а также индивидуальные предприниматели.

В соответствии с ч. 3 ст. 24 НК РФ налоговые агенты обязаны: 1) правильно и своевременно исчислять, удерживать из средств, выплачиваемых налогоплательщикам, и перечислять в бюджеты (внебюджетные фонды) соответствующие налоги и (или) сборы; 2) в течение одного месяца письменно сообщать в налоговый орган по месту своего учета о невозможности удержать налог у налогоплательщика и о сумме задолженности налогоплательщика; 3) вести учет выплаченных налогоплательщикам доходов, удержанных и перечисленных в бюджеты (внебюджетные фонды) налогов, в том числе персонально по каждому налогоплательщику; 4) представлять в налоговый орган по месту своего учета документы, необходимые для осуществления контроля за правильностью исчисления, удержания и перечисления налогов.

Российские организации, индивидуальные предприниматели и постоянные представительства иностранных организаций в РФ, от которых или в результате отношений с которыми налогоплательщик получил доходы, исчисление сумм налога производят в соответствии с установленными налоговым законодательством ставками нарастающим итогом с начала налогового периода по итогам каждого месяца применительно ко всем доходам, в отношении которых применяется налоговая ставка в размере 13%, начисленным налогоплательщику за данный период, с зачетом удержанной в предыдущие месяцы текущего налогового периода суммы налога.

Налоговые агенты обязаны удержать начисленную сумму налога непосредственно из доходов налогоплательщика при их фактической выплате. При этом удерживаемая сумма налога не может превышать 50% суммы выплаты.

Налоговые агенты обязаны перечислять суммы исчисленного и удержанного налога не позднее дня фактического получения в банке наличных денежных средств на выплату дохода, а также дня перечисления дохода со счетов налоговых агентов в банке на счета налогоплательщика либо по его поручению на счета третьих лиц в банках. В иных случаях налоговые агенты перечисляют суммы исчисленного и удержанного налога не позднее дня, следующего за днем фактического получения налогоплательщиком дохода, - для доходов, выплачиваемых в денежной форме, а также дня, следующего за днем фактического удержания исчисленной суммы налога, - для доходов, полученных налогоплательщиком в натуральной форме либо в виде материальной выгоды (ст. 226 НК РФ).

Уголовная ответственность по ст. 199.1 УК РФ наступает при условии, если неисполнение обязанностей налогового агента по исчислению, удержанию и перечислению налогов и (или) сборов в соответствующий бюджет (внебюджетный фонд) совершено в крупном размере, под которым, согласно примечанию к ст. 199 УК РФ, признается сумма налогов и (или) сборов, составляющая за период в пределах трех финансовых лет подряд более двух миллионов рублей, при условии, что доля неуплаченных налогов и (или) сборов превышает 10 процентов подлежащих уплате сумм налогов и (или) сборов, либо превышающая шесть миллионов рублей.

Субъективная сторона преступления характеризуется прямым умыслом. Обязательным признаком преступления является мотив - личные интересы.

Субъектом преступления являются руководители, главные (старшие) бухгалтеры российских организаций, постоянных представительств иностранных организаций в РФ, лица, фактически выполняющие их обязанности, а также индивидуальные предприниматели.

Квалифицированным видом преступления по ч. 2 ст. 199.1 УК РФ является совершение его в особо крупном размере.

В соответствии с примечанием к ст. 199 УК РФ особо крупным размером неисполнения обязанностей налогового агента признается сумма, , составляющая за период в пределах трех финансовых лет подряд более десяти миллионов рублей, при условии, что доля неуплаченных налогов и (или) сборов превышает 20 процентов подлежащих уплате сумм налогов и (или) сборов, либо превышающая тридцать миллионов рублей.

Лицо, впервые совершившее преступление, предусмотренное ст. 199.1 УК РФ, освобождается от уголовной ответственности, если этим лицом либо организацией, уклонение от уплаты налогов и (или) сборов с которой вменяется данному лицу, полностью уплачены суммы недоимки и соответствующих пеней, а также сумма штрафа в размере, определяемом в соответствии с Налоговым кодексом Российской Федерации[76].

Сокрытие денежных средств либо имущества организации или индивидуального предпринимателя, за счет которых должно производиться взыскание налогов и (или) сборов (ст. 199.2 УК РФ). Объект преступления - общественные отношения, складывающиеся в сфере финансовой деятельности государства по поводу формирования бюджета и внебюджетных фондов.

Предмет преступления - денежные средства либо имущество организации или индивидуального предпринимателя, за счет которых в порядке, предусмотренном законодательством РФ о налогах и сборах, должно быть произведено взыскание недоимки по налогам и (или) сборам.

Недоимкой признается сумма налога или сумма сбора, не уплаченная в установленный законодательством о налогах и сборах срок.

Денежными средствами либо имуществом, за счет которых производится взыскание недоимки по налогам и (или) сборам, являются: денежные средства на счетах в банке, наличные денежные средства, имущество, не участвующее непосредственно в производстве продукции (товаров), в частности ценные бумаги, валютные ценности, непроизводственные помещения, легковой автотранспорт, предметы дизайна служебных помещений, готовая продукция (товары), а также иные материальные ценности, не участвующие и (или) не предназначенные для непосредственного участия в производстве, сырье и материалы, предназначенные для непосредственного участия в производстве, а также станки, оборудование, здания, сооружения и другие основные средства, имущество, переданное по договору во владение, в пользование или распоряжение другим лицам без перехода к ним права собственности на это имущество, если для обеспечения исполнения обязанности по уплате налога такие договоры расторгнуты или признаны недействительными в установленном порядке, другое имущество, за исключением предназначенного для повседневного личного пользования физическим лицом или членами его семьи, определяемого в соответствии с законодательством РФ.

Объективная сторона преступления характеризуется сокрытием указанных денежных средств либо имущества, совершенное в крупном размере.

В соответствии со ст. 46 НК РФ в случае неуплаты или неполной уплаты налога и (или) сбора в установленный срок обязанность по уплате налога и (или) сбора исполняется принудительно путем обращения взыскания на денежные средства налогоплательщика или налогового агента на счетах в банках. Взыскание налога производится по решению налогового органа путем направления в банк, в котором открыты счета налогоплательщика или налогового агента, инкассового поручения (распоряжения) на списание и перечисление в соответствующие бюджеты (внебюджетные фонды) необходимых денежных средств со счетов налогоплательщика или налогового агента. Решение о взыскании доводится до сведения налогоплательщика (налогового агента) в срок не позднее пяти дней после вынесения решения о взыскании необходимых денежных средств.

В соответствии со ст. 48 НК РФ в случае неисполнения налогоплательщиком - физическим лицом или налоговым агентом - физическим лицом в установленный срок обязанности по уплате налога и (или) сбора налоговый орган вправе обратиться в суд с иском о взыскании налога и (или) сбора за счет имущества, в том числе денежных средств на счетах в банке и наличных денежных средств данного налогоплательщика - физического лица или налогового агента - физического лица в пределах сумм, указанных в требовании об уплате налога и (или) сбора. Исковое заявление о взыскании налога и (или) сбора за счет имущества налогоплательщика - физического лица или налогового агента - физического лица подается в арбитражный суд (в отношении имущества физического лица, зарегистрированного в качестве индивидуального предпринимателя) или в суд общей юрисдикции (в отношении имущества физического лица, не имеющего статуса индивидуального предпринимателя). Взыскание налога за счет имущества налогоплательщика - физического лица или налогового агента - физического лица производится на основании вступившего в законную силу решения суда.

Объективная сторона преступления имеет место, если сокрытие денежных средств или имущества, за счет которых должно производиться взыскание налогов и (или) сборов, осуществлено после принятия налоговым органом решения о принудительном взыскании денежных средств налогоплательщика или налогового агента на счетах в банках, либо после вступления в законную силу решения суда о взыскании налога и (или) сбора за счет имущества налогоплательщика или налогового агента.

Сокрытие денежных средств или имущества может быть совершено различными способами: путем продажи имущества, перевода денежных средств на счета в другие банки и т. п.

Уголовная ответственность за сокрытие денежных средств либо имущества организации или индивидуального предпринимателя, за счет которых должно производиться взыскание налогов и (или) сборов, наступает при условии его совершения в крупном размере, под которым в соответствии с примечанием к ст. 169 УК РФ понимается сокрытие в сумме, превышающей один миллион пятьсот тысяч рублей.

Субъективная сторона преступления характеризуется прямым умыслом.

Субъектом преступления является собственник или руководитель организации, иное лицо, выполняющее управленческие функции в этой организации, а также индивидуальный предприниматель.

Контрабанда наличных денежных средств и (или) денежных инструментов (ст. 200.1 УК РФ). Уголовно-правовая норма введена Федеральным законом от 28 июня 2013 г. № 134-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части противодействия незаконным финансовым операциям»[77]. Конечной целью принятия указанного Закона является повышение эффективности борьбы с легализацией денежных средств, добытых преступным путем, в том числе посредством обеспечения контроля за трансграничным перемещением наличных денежных средств, а также документарных ценных бумаг на предъявителя, которые зачастую используются для финансирования терроризма, в иных целях, подрывающих экономические и социально-политические устои государства. Государство осуществляет валютный контроль при перемещении денежных средств через таможенную границу, путем установления ограничений.

Объект преступления - порядок осуществления внешнеэкономической деятельности, направленный на недопущение перемещению через таможенную границу наличных денежных средств и денежных инструментов в крупном размере.

В качестве предмета рассматриваемого преступления в диспозиции нормы называются «наличные денежные средства» и (или) «денежные инструменты». Данные термины и собственно определение денежных инструментов в п. 5 примечания к ст. 200.1 УК заимствовано из международного таможенного законодательства.

Так, согласно п. 1 ст. 2 Договора о порядке перемещения физическими лицами наличных денежных средств и (или) денежных инструментов через таможенную границу Таможенного союза[78] под «наличными денежными средствами» понимаются «...денежные знаки в виде банкнот и казначейских билетов, монет, за исключением монет из драгоценных металлов, находящиеся в обращении и являющиеся законным платежным средством в государствах - членах Таможенного союза или иностранных государствах (группе иностранных государств), включая изъятые либо изымаемые из обращения, но подлежащие обмену на находящиеся в обращении денежные знаки...». Под денежными инструментами согласно указанному нормативному акту «...понимаются дорожные чеки, векселя, чеки (банковские чеки), а также ценные бумаги в документарной форме, удостоверяющие обязательство эмитента (должника) по выплате денежных средств, в которых не указано лицо, которому осуществляется такая выплата».

Законодатель исключил из вышеуказанного определения золото, драгоценные металлы и драгоценные камни, несмотря на их высокую ликвидность и использование в некоторых ситуациях в качестве средства обмена. Это обусловлено тем, что борьба с их незаконным перемещением через границу, по замыслу законодателя, должна осуществляться посредством иных уголовно-правовых норм, в частности ст. 226.1 УК РФ, которая среди прочего устанавливает ответственность за контрабанду стратегически важных товаров и ресурсов, перечень которых определен Постановлением Правительства РФ от 13 сентября 2012 г. № 923[79].

Под денежными инструментами в целях настоящей статьи понимаются дорожные чеки, векселя, чеки (банковские чеки), а также ценные бумаги в документарной форме, удостоверяющие обязательство эмитента (должника) по выплате денежных средств, в которых не указано лицо, которому осуществляется такая выплата.

Формулируя понятие «денежные инструменты», законодатель исходил из необходимости определения неких производных по отношению к наличным деньгам оборотных инструментов, которые при необходимости могут быть обналичены после пересечения таможенной границы. В этих целях он использовал понятие «ценные бумаги», уточняя отдельные их признаки и выделяя определенные разновидности.

Объективная сторона преступления выражается в незаконном перемещении через таможенную границу Таможенного союза в рамках ЕврАзЭС наличных денежных средств и (или) денежных инструментов, совершенное в крупном размере.

Незаконное перемещение товаров через таможенную границу - перемещение товаров через таможенную границу вне установленных мест или в неустановленное время работы таможенных органов в этих местах, либо с сокрытием от таможенного контроля, либо с недостоверным декларированием или недекларированием товаров, либо с использованием документов, содержащих недостоверные сведения о товарах, и (или) с использованием поддельных либо относящихся к другим товарам средств идентификации, равно как и покушение на такое перемещение[80].

Согласно п. 1 примечания к ст. 200.1 УК РФ крупным размером для целей применения указанного состава преступления признается сумма незаконно перемещенных наличных денежных средств и (или) стоимость незаконно перемещенных денежных инструментов, превышающая двукратный размер суммы наличных денежных средств и (или) стоимости дорожных чеков, разрешенных таможенным законодательством Таможенного союза в рамках ЕврАзЭС к перемещению без письменного декларирования.

В силу ст. ст. 3, 4 Договора о порядке перемещения физическими лицами наличных денежных средств и (или) денежных инструментов через таможенную границу Таможенного союза, принятого решением Межгосударственного Совета ЕврАзЭС от 5 июля 2010 г. № 51[81], при единовременном ввозе или вывозе наличных денежных средств на общую сумму, превышающую в эквиваленте 10 тысяч долларов США, установлена обязанность их декларирования в письменной форме путем подачи пассажирской таможенной декларации. Это же правило предусмотрено и в отношении единовременного ввоза (вывоза) через таможенную границу Таможенного союза дорожных чеков.

Таким образом, при недекларировании и (или) недостоверном декларировании при перемещении через таможенную границу Таможенного союза в рамках ЕврАзЭС наличных денежных средств и (или) денежных чеков на сумму свыше 10 тыс. долл. США физическому лицу грозит административная ответственность. Если этот размер превышает 30 тыс. долларов США, лицо подлежит уголовной ответственности.

В отношении всех остальных денежных инструментов действует другое правило: их перемещение через таможенную границу Таможенного союза в рамках ЕврАзЭС осуществляется при условии таможенного декларирования в письменной форме независимо от номинальной стоимости таких денежных инструментов либо суммы, право на получение которой они удостоверяют (ст. ст. 3, 4 Договора о порядке перемещения физическими лицами наличных денежных средств и (или) денежных инструментов через таможенную границу Таможенного союза).

Таким образом, отсутствие в регулятивном законодательстве правила о возможности перемещения соответствующих денежных инструментов через таможенную границу без декларирования, т.е. правила, аналогичного тому, что имеет место в отношении перемещения денежных средств и дорожных чеков, исключает практическое определение крупного размера незаконно перемещаемых денежных инструментов (кроме дорожных чеков) и, следовательно, делает невозможным установление границ уголовно-правового реагирования на данное правонарушение[82].

Субъективная сторона преступления характеризуется прямым умыслом.

Субъектом преступления является лицо, достигшее 16-летнего возраста, перемещающее через таможенную границу Таможенного союза в рамках ЕврАзЭС наличные денежные средства и (или) денежные инструменты.

В качестве квалифицирующих признаков законодатель определил незаконное перемещение через таможенную границу Таможенного союза в рамках ЕврАзЭС наличных денежных средств и (или) денежных инструментов, совершенное в особо крупном размере или группой лиц.

Преступление признается совершенным в особо крупном размере, если сумма незаконно перемещенных наличных денежных средств и (или) стоимость незаконно перемещенных денежных инструментов превышает пятикратный размер суммы наличных денежных средств и (или) стоимости дорожных чеков, разрешенных таможенным законодательством Таможенного союза в рамках ЕврАзЭС к перемещению без письменного декларирования.

Рассматриваемое преступление будет признано совершенным группой лиц, если в его совершении участвовало два и более лица. Несмотря на то, что законодатель не указывает на форму соучастия, можно предположить, что при квалификации по данному признаку обязательным будет являться именно то, что все соучастники знают о перемещении через таможенную границу Таможенного союза в рамках ЕврАзЭС наличных денежных средств и (или) денежных инструментов.

Лицо, добровольно сдавшее наличные денежные средства и (или) денежные инструменты, указанные в настоящей статье, освобождается от уголовной ответственности, если в его действиях не содержится иного состава преступления. Не могут признаваться добровольной сдачей наличных денежных средств и (или) денежных инструментов, указанных в настоящей статье, их обнаружение при применении форм таможенного контроля, их изъятие при задержании лица, а также при производстве следственных действий по их обнаружению и изъятию.

Контрабанда алкогольной продукции и (или) табачных изделий (ст. 200.2 УК РФ). Статья была введена Федеральным законом от 31 декабря 2014 г. № 530-ФЗ в связи усилением мер противодействия обороту контрафактной продукции и контрабанде алкогольной продукции и табачных изделий.

Объект преступления - порядок осуществления внешнеэкономической деятельности, направленный на недопущение перемещению через таможенную границу Таможенного союза алкогольной продукции и (или) табачных изделий в крупном размере.

Предмет преступления алкогольная продукция и табачные изделия.

Алкогольная продукция - пищевая продукция, которая произведена с использованием или без использования этилового спирта, произведенного из пищевого сырья, и (или) спиртосодержащей пищевой продукции, с содержанием этилового спирта более 0,5 процента объема готовой продукции, за исключением пищевой продукции в соответствии с перечнем, установленным Правительством Российской Федерации. Алкогольная продукция подразделяется на такие виды, как спиртные напитки (в том числе водка), вино, фруктовое вино, ликерное вино, игристое вино (шампанское), винные напитки, пиво и напитки, изготавливаемые на основе пива, сидр, пуаре, медовуха[83].

Табачные изделия - продукты, полностью или частично изготовленные из табачного листа в качестве сырьевого материала, приготовленного таким образом, чтобы использовать для курения, сосания, жевания или нюханья[84].

Объективная сторона преступления выражается в незаконном перемещении через таможенную границу Таможенного союза алкогольной продукции и (или) табачных изделий в крупном размере.

Незаконное перемещение товаров через таможенную границу - перемещение товаров через таможенную границу вне установленных мест или в неустановленное время работы таможенных органов в этих местах, либо с сокрытием от таможенного контроля, либо с недостоверным декларированием или недекларированием товаров, либо с использованием документов, содержащих недостоверные сведения о товарах, и (или) с использованием поддельных либо относящихся к другим товарам средств идентификации, равно как и покушение на такое перемещение.

Крупным размером в настоящей статье, согласно примечания, признается такое незаконное перемещение если стоимость алкогольной продукции и (или) табачных изделий превышает двести пятьдесят тысяч рублей.

При расчете размера стоимости незаконно перемещенных алкогольной продукции и (или) табачных изделий из всей стоимости незаконно перемещенных алкогольной продукции и (или) табачных изделий подлежит исключению та часть стоимости указанных товаров, которая таможенным законодательством Таможенного союза разрешена к перемещению без декларирования и (или) была задекларирована.

Субъективная сторона преступления характеризуется прямым умыслом.

Субъектом преступления является лицо, достигшее 16-летнего возраста, перемещающее через таможенную границу Таможенного алкогольной продукции и (или) табачных изделий.

В качестве квалифицирующих признаков в ч. 2 ст. 200.2 УК РФ законодатель определил незаконное перемещение через таможенную границу Таможенного союза алкогольной продукции и (или) табачных изделий, совершенное группой лиц по предварительному сговору или должностным лицом с использованием своего служебного положения.

Особо квалифицированным признается незаконное перемещение через таможенную границу Таможенного союза алкогольной продукции и (или) табачных изделий, совершенное организованной группой (ч. 3 ст. 200.2 УК РФ).



[72] См.: Федеральный закон от 7 декабря 2011 г. № 420-ФЗ «О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» СЗ РФ. 2011. № 50. Ст. 7362.

[73] В ред. Федерального закона от 07.12.2011 № 420-ФЗ

[74] См.: Федеральный закон от 10 декабря 2003 г. № 173-ФЗ «О валютном регулировании и валютном контроле» // СЗ РФ. 2003. № 50. Ст. 4859.

[75] См.: Федеральный закон РФ от 29 декабря 2009 г. № 383-ФЗ «О внесении изменений в часть первую Налогового кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации». // СЗ РФ, 2010. № 1. Ст. 4.

[76] См.: Федеральный закон РФ от 29 декабря 2009 г. № 383-ФЗ «О внесении изменений в часть первую Налогового кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации». // СЗ РФ, 2010. № 1. Ст. 4.

[77] СЗ РФ. 2013. № 26. Ст. 3207.

[78] Решение Межгосударственного Совета ЕврАзЭС от 5 июля 2010 г. № 51 «О Договоре о порядке перемещения физическими лицами наличных денежных средств и (или) денежных инструментов через таможенную границу Таможенного союза (вместе с Договором о порядке перемещения физическими лицами наличных денежных средств и (или) денежных инструментов через таможенную границу Таможенного союза)» // Бюллетень международных договоров. 2012. № 6.

[79] См.: Постановление Правительства РФ от 13 сентября 2012 г. № 923 «Об утверждении перечня стратегически важных товаров и ресурсов для целей статьи 226.1 Уголовного кодекса Российской Федерации» // СЗ РФ. 2012. № 38. Ст. 5133.

[80] См.: п. 19 ч. 1 ст.4 Таможенного кодекса Таможенного союза.

[81] См.: Решение Межгосударственного Совета ЕврАзЭС от 5 июля 2010 г. № 51 «О Договоре о порядке перемещения физическими лицами наличных денежных средств и (или) денежных инструментов через таможенную границу Таможенного союза» (вместе с Договором о порядке перемещения физическими лицами наличных денежных средств и (или) денежных инструментов через таможенную границу Таможенного союза) // Бюллетень международных договоров. 2012. № 6.

[82] См.: Урда М. Вопросы квалификации контрабанды денежных средств и (или) денежных инструментов // Уголовное право. 2014. № 3. С. 78 - 82.

[83] См.: Федеральный закон от 22 ноября 1995 г. № 171-ФЗ «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции» // СЗ РФ. 1995. № 48. Ст. 4553.

[84] См.: Федеральный закон от 22 декабря 2008 г. № 268-ФЗ «Технический регламент на табачную продукцию» // СЗ РФ. 2008. № 52 (ч. 1). Ст. 6223.

Предыдущая