В.Т. Батычко
История отечественного государства и права в вопросах и ответах
Учебное пособие. Таганрог: ТТИ ЮФУ, 2009.
| Предыдущая |
16. Абсолютная монархия в России
Становление абсолютной монархии в России относится к концу XVII в. Для нее характерны следующие признаки:
- вся полнота государственной власти находится в руках одной личности;
- наличие профессионального бюрократического аппарата;
- создание сильной постоянной армии;
- отсутствие сословно-представительных органов и учреждений.
Для российского абсолютизма характерны следующие особенности:
- абсолютизм в России складывался в условиях развития Крепостничества, а не в условиях развития капиталистических отношений и отмены старых феодальных институтов, как в Европе;
- социальной опорой российского абсолютизма были крепостническое дворянство и служилое сословие, в то время как европейский абсолютизм опирался на союз дворянства с городами.
Установление абсолютной монархии в России сопровождалось вмешательством государства во все сферы общественной и частной жизни. Усиление роли государства также выразилось в детальной регламентации прав и обязанностей сословий и социальных групп. Еще одним направлением экспансии стала политика дальнейшего закрепощения крестьян.
Идеология абсолютизма может быть определена как патриархальная. По специальному указанию Петра I Феофаном Прокоповичем был написан труд «Правда воли монаршей», в котором оправдывалась необходимость власти абсолютного монарха. Глава государства изображался «отцом народа», который знает, чего хотят его дети, поэтому о.и вправе их воспитывать, поучать и наказывать. Отсюда и желание контролировать все сферы общественной и частной жизни.
Возглавляет государство абсолютный монарх. Ему всецело и неограничено принадлежит высшая законодательная, исполнительная и судебная власть. Он также является главнокомандующим армии. С подчинением церкви монарх осуществляет руководство и государственной религиозной системой.
Изменяется порядок престолонаследия. В силу политических мотивов Петр I лишил законного престолонаследника царевича Алексея права наследования. В 1722 г. был издан Указ о наследии престола, закреплявший право монарха по собственной воле назначать своего наследника. Юридическим источником закона стала признаваться воля монарха. Законодательные акты издавались самим монархом либо сенатом от его имени.
— Регулярная проверка качества ссылок по более чем 100 показателям и ежедневный пересчет показателей качества проекта.
— Все известные форматы ссылок: арендные ссылки, вечные ссылки, публикации (упоминания, мнения, отзывы, статьи, пресс-релизы).
— SeoHammer покажет, где рост или падение, а также запросы, на которые нужно обратить внимание.
SeoHammer еще предоставляет технологию Буст, она ускоряет продвижение в десятки раз, а первые результаты появляются уже в течение первых 7 дней. Зарегистрироваться и Начать продвижение
Монарх был главой всех государственных учреждений: присутствие монарха автоматически прекращало действие местной администрации и передавало власть ему. Все государственные учреждения были обязаны исполнять решения монарха.
Монарх был верховным судьей и источником всей судебной власти. В его компетенции было рассмотрение любых дел независимо от решения судебных органов. Его решения отменяли все другие. Монарху принадлежало право помилования и утверждения смертных приговоров.
Боярская дума к концу XVII в. из органа, которому наряду с царем принадлежала вся полнота государственной власти, превратилась в периодически созываемое совещание приказных судей. Дума стала судебно-управленческим органом, осуществлявшим надзор за деятельностью исполнительных органов (приказов) и органов местного управления. Численность Боярской думы постоянно возрастала. В конце XVII в. из состава Думы выделились Ближняя дума и Расправная палата.
В 1701 г. функции Боярской думы были переданы Ближней канцелярии, которая координировала всю работу центральных органов управления. Чиновники, входившие в канцелярию, объединились в совет и получили название Консилии министров.
После образования сената в. 1711 г. Боярская дума была ликвидирована.
Сенат был учрежден в 1711 г. как высший орган управления общей компетенции, в которую входили судебная, финансовая, ревизионная и другие виды деятельности. Состав сената включал 9 сенаторов и обер-секретаря, назначавшихся императором.
Структура сената включала присутствие и канцелярию. Присутствие представляло собой общее собрание сенаторов, на котором обсуждались и принимались посредством голосования решения. Вначале требовался единогласный порядок принятия решений, с 1714 г решения стали приниматься большинством голосов. Указы сената должны были подписываться всеми его членами. Поступающие в сенат дела регистрировались и заносились в реестр, заседания подлежали протоколированию.
Канцелярия, возглавляемая обер-секретарем, состояла из нескольких столов: разрядного, секретного, губернского, приказного и пр. В 1718 г. штат сенатских подьячих был переименован в секретарей, канцеляристов и протоколистов.
— Разгрузит мастера, специалиста или компанию;
— Позволит гибко управлять расписанием и загрузкой;
— Разошлет оповещения о новых услугах или акциях;
— Позволит принять оплату на карту/кошелек/счет;
— Позволит записываться на групповые и персональные посещения;
— Поможет получить от клиента отзывы о визите к вам;
— Включает в себя сервис чаевых.
Для новых пользователей первый месяц бесплатно. Зарегистрироваться в сервисе
При сенате существовало несколько должностей, имевших важное значение в области государственного управления. Контроль за деятельностью сената был возложен на генерал-ревизора, которого позже сменил обер-секретарь сената. Для надзора за деятельностью всех учреждений, в том числе и сената, учреждались должности генерал-прокурора и обер-прокурора. Им подчинялись прокуроры при коллегиях и надворных судах.
В 1722 г. сенат был реформирован тремя указами императора. Был изменен состав сената: в него стали входить высшие сановники, не являвшиеся руководителями конкретных ведомств. Президенты коллегий, кроме Военной, Морской и Иностранной, были исключены из его состава. Сенат становился надведомственным контрольным органом. Таким образом, реформа 1722г. превратила сенат в высший орган центрального управления.
Перестройка приказной системы управления произошла в 1718—1720гг. Большинство приказов было ликвидировано, а на их месте учреждены новые центральных органы отраслевого управления — коллегии.
Сенатом были определены штаты и порядок работы коллегий. В состав коллегий входили: президенты, вице-президенты, четыре советника, четыре асессора (заседателя), секретарь, актуариус, регистратор, переводчик и подьячие.
В декабре 1718 г. был принят реестр коллегий. Важнейшими, «государственными», являлись три коллегии: Военная коллегия, Адмиралтейств-коллёгия, Коллегия иностранных дел. Другая группа коллегий занималась финансами государства: Камер-коллегия, ответственная за доходы государства, Штатс-кон-тор-коллегия — за расходы и Ревизион-коллегия, контролирующая сбор и расход казенных средств. Торговля и промышленность находились в ведении сначала двух, а затем трех коллегий: Коммерц-коллегии (ведавшей торговлей), Берг-коллегии (занимавшейся горным делом), Мануфактур-коллегии (занимавшейся легкой промышленностью). Наконец, судебную систему страны курировала Юстиц-коллегия, а две сословные коллегии — Вотчинная и Главный магистрат — управляли дворянским землевладением и городскими сословиями.
Функции, внутреннее устройство и порядок делопроизводства в коллегиях определялись Генеральным регламентом, объединившим нормы и правила, регламентирующие порядок работы учреждения.
В ходе создания новых органов управления появились новые титулы: канцлер, действительный тайный и тайный советники, советники, асессоры и др. Штатные и придворные должности были приравнены к офицерским рангам. Служба становилась профессиональной, а чиновничество — привилегированным сословием.
Во второй половине XVII в. продолжала действовать следующая система местных органов управления: воеводское управление и система областных приказов. Реорганизация местных органов управления произошла в начале XVIII в. Главными причинами этих преобразований явились: рост антифеодального движения и необходимость в развитом и слаженном аппарате на местах. Преобразование местных органов управления началось с городов.
Указом 1702 г. был отменен институт губных старост, а их функции были переданы воеводам. Отмечалось, что воеводы должны были управлять делами совместно с выборными дворянскими советами. Таким образом, сфера местного управления получила коллегиальное начало.
С 1708 г. вводилось новое территориальное деление государства: территория России была разделена на восемь губерний, по которым были расписаны все уезды и города. В период 1713—1714 гг. число губерний возросло до одиннадцати. Возглавлял губернию губернатор или генерал-губернатор, объединявший в своих руках административную, судебную и военную власть. В своей деятельности он опирался на вице-губернатора и четырех помощников по отраслям управления.
Губернии разделялись на уезды, возглавляемые комендантами. Во главе провинций стояли обер-коменданты.
К 1715 г. сложилась трехзвенная система местного управления: уезд — провинция — губерния.
Вторая областная реформа была проведена в 1719 г.: территория государства разделялась на 11 губерний и 45 провинций (впоследствии их количество увеличилось до 50).
Провинции делились на округа-дистрикты. В 1726 г. дистрикты были упразднены, а в 1727 г. восстановлены уезды.
Провинции стали основными единицами управления. Во главе наиболее важных провинций стояли генерал-губернаторы и губернаторы, остальные провинции возглавлялись воеводами. Им были предоставлены широкие полномочия в административной, полицейской, финансовой и судебной сферах. В своей деятельности они опирались на канцелярию и штат помощников. Управление дистриктами возлагалось на земских комиссаров.
В 1718—1720гг. была осуществлена реформа органов городского самоуправления. Создавались выборные сословные коллегиальные органы управления, получившие название магистратов. Общее руководство городовыми магистратами осуществлял Главный магистрат. В его состав входили: обер-президент, президент, бургомистры, ратманы, прокурор, главный судья, советники, асессоры и канцелярия. С 1727 г., после ликвидации Главного магистрата, городовые магистраты стали подчиняться губернаторам и воеводам.
В XVII—XVIII вв. шел процесс создания регулярной армии.
В конце XVII в. была расформирована часть стрелецких полков, прекратило свое существование дворянское конное ополчение. В 1687 г. были созданы «потешные» полки: Преображенский и Семеновский, составившие ядро новой армии.
Военные реформы Петра I решали вопросы комплектования и организации армии.
В период 1699—1705 гг. в России была введена рекрутская система комплектования армии. Рекрутской повинности подлежало все податное мужское население. Служба была пожизненной. Солдаты набирались в армию из крестьян и горожан, офицеры — из дворян.
Для подготовки офицерских кадров были открыты военные школы: бомбардиров (1698 г.), артиллерийские (1701,1712 гг.), Морская академия (1715 г.) и др. В офицерские школы принимались в основном дети дворян.
До 1724 г. при наборе рекрутов исходили из подворной раскладки, т. е. от 20 дворов брали одного рекрута. После проведения подушной переписи населения в основу набора рекрутов было положено число душ мужского пола.
В начале XVIII в. управление армией осуществляли Разрядный приказ, Приказ военных дел, Приказ артиллерии, Провиантский приказ и ряд других военных приказов. После образования сената в 1711 г. и Военной коллегии в 1719г., созданной из объединенных военных приказов, управление армией перешло к ним. Руководство флотом было возложено на Адмиралтейскую коллегию, основанную в 1718г.
Армия делилась на полки, полки — на эскадроны и батальоны, а те, в свою очередь, — на роты.
Введение централизованного управления армией позволило лучше осуществлять руководство ею как в мирное, так и в военное время и обеспечивать всем необходимым. В результате проведенных реформ русская армия стала самой передовой армией в Европе.
| Предыдущая |

