Поиск

Реклама



Б.М. Гонгало, Т.И. Зайцева, П.В. Крашенинников, Е.Ю. Юшкова, В.В. Ярков
Настольная книга нотариуса

Учебно-методическое пособие. 2-е изд., испр. и доп. - М.: Изд-во «Волтерс Клувер», 2004.

Предыдущая

Глава 2. Финансовое обеспечение деятельности нотариуса

§5. Основы финансово-хозяйственной деятельности нотариуса

В зависимости от статуса нотариуса - государственный или занимающийся частной практикой - установлены различные источники финансирования их деятельности. Государственные нотариальные конторы содержатся за счет отчислений из федерального бюджета РФ, хотя взыскиваемые ими суммы и зачисляются в местные бюджеты.

Согласно ст. 23 Основ законодательства РФ о нотариате источником финансирования деятельности нотариуса, занимающегося частной практикой, являются денежные средства, полученные им за совершение нотариальных действий и оказание услуг правового и технического характера, другие финансовые поступления, не противоречащие законодательству РФ. Денежные средства, полученные нотариусом, занимающимся частной практикой, после уплаты налогов, других обязательных платежей поступают в собственность нотариуса. Нотариус, занимающийся частной практикой, вправе открыть расчетный и другие счета, в том числе валютный, в любом банке. Денежные средства, находящиеся на депозитных счетах, не являются доходом нотариуса, занимающегося частной практикой.

Практически единственный источник поступления средств для финансирования деятельности нотариусов, занимающихся частной практикой, - взысканный тариф по совершенным нотариальным действиям. Поэтому ставки тарифов, равно как и количество нотариусов в конкретном нотариальном округе, должны учитывать для того, чтобы нотариусы могли работать в условиях самофинансирования своей деятельности.

Средства нотариусов, за исключением средств на личное потребление, расходуются на содержание нотариальной конторы. При этом выделяются следующие основные направления расходования средств нотариуса:

- содержание нотариальной конторы (аренда помещения либо содержание собственного помещения, приобретение оборудования, защищенных бланков);

- оплата персонала нотариальной конторы;

- оплата работы по обработке нотариального архива и его безопасности;

- обеспечение сохранности документов нотариальной конторы и безопасности деятельности нотариуса;

- расходы по повышению квалификации нотариуса и персонала конторы, приобретению юридической литературы и подписке на нее;

- страхование нотариальной деятельности;

- уплата налогов и обязательных платежей в государственные внебюджетные фонды;

- уплата обязательных взносов, вытекающих из членства в нотариальной палате.

В цели настоящей настольной книги не входит рассмотрение вопросов налогового законодательства, определения состава затрат, учитываемых при налогообложении нотариальной деятельности. Более подробно данные вопросы можно изучить по специальной литературе[88].



[88] Подробнее об этом см. в специальном методическом пособии, подготовленном Центром экономических экспертиз «Налоги и финансовое право» для Нотариальной палаты Свердловской области: Нотариат и налогообложение. Екатеринбург, 1999. См. также: Богомазова Г. Состав расходов нотариусов // Российская юстиция. 2002. N 3. С. 33 – 34; Нотариусы и современное налогообложение // Нотариальный вестник. 2001. N 4. С. 27 – 40.

Предыдущая