Поиск

Реклама

Администратор сайта



Н.М. Шпак
Судебная бухгалтерия

Учебное пособие. – Краснодар: КубГАУ, 2016. – 140 с.

Предыдущая

Раздел 2. Применение бухгалтерских познаний специалиста в правоприменительной деятельности

Глава 1. Особенности проведения ревизий по инициативе органов дознания и аппаратов следствия

1.3. Составление акта ревизии, оценка результатов проведенной проверки

Акт ревизии состоит из вводной, описательной и итоговой частей.

Вводная часть акта ревизии включает в себя:

– наименование темы ревизии;

– основание для проведения ревизии (плановый характер ревизии или ссылку на задание);

– дата начала и окончания ревизии;

– дата и место составления акта ревизии;

– кем и на каком основании проведена ревизия (номер и дата удостоверения, ФИО ревизора);

– список присутствовавших при ревизии лиц;

– краткое изложение обстоятельств дела;

– проверяемый период и сроки проведения ревизии;

– полное наименование и реквизиты организации (ИНН);

– ведомственная принадлежность и наименование вышестоящей организации;

– сведении об учредителях;

– основные цели и виды деятельности организации, лицензии;

– перечень и реквизиты всех счетов в кредитных учреждениях, включая депозитные, а также лицевые счета, открытые в органах федерального казначейства;

– кто в проверяемый период являлся руководителем и главным бухгалтером (бухгалтером);

– кем и когда проводилась предыдущая ревизия, что сделано по устранению ею выявленных недостатков и нарушений.

Описательная часть содержит описание фактов выявленных нарушений таким образом, чтобы по каждому из них имелись документально обоснованные ответы на следующие вопросы:

– объект нарушения (инструкция, приказ, постановление и т. д. с указанием пункта, параграфа и содержания нарушения);

– нарушитель (с указанием должностных или МОЛ);

– время нарушения (дата или период совершения нарушения или злоупотреблений);

– способ нарушения, описание методов проверки;

– причины и условия, способствующие нарушениям;

– размер причиненного ущерба.

Итоговая часть содержит мотивированные ответы ревизора на поставленные вопросы. Не допускается включение в акт сведений из следственных материалов, следует избегать юридической квалификации фактов, «злоупотребление служебным положением», «мошенничество», «хищение», «вина», «умысел» и др.

К акту прилагается письменное объяснение должностных и материально ответственных лиц по фактам правонарушения, а также предложения, возникшие при проведении ревизии, относительно снижения издержек, повышения производительности труда, увеличения прибыли и др.

Промежуточный акт ревизии составляют, когда выявленные нарушения могут быть срыты и требуется срочно принять меры. К акту ревизии прилагаются копии документов с выявленными нарушениями, объяснения должностных и материально ответственных лиц.

Акт ревизии составляется в двух экземплярах, подписывается ревизором и направляется для ознакомления руководителю и главному бухгалтеру на 5 рабочих дней. В случае отказа руководителя организации подписать или получить акт ревизии (проверки) руководителем ревизионной группы в конце акта делается запись об отказе.

Акт ревизии в тот же день направляется проверенной организации заказным почтовым отправлением с письменным уведомлением.

Ознакомившись, должностные лица вправе направить свои письменные возражения, замечания и объяснения по предоставленному им акту.

Ревизоры  обязаны проверить обоснованность изложенных в письменных возражениях, замечаниях и объяснениях фактов и в течение 10 рабочих дней дать по ним соответствующее письменное заключение.

Акт завершенной ревизии (проверки) после его оформления и дополнения возражениями, замечаниями и заключением проверяющего должен быть предоставлен руководству контрольно-ревизионного органа.

В акт (проверки) после его подписания проверяющим и должностными лицами ревизуемой организации не допускается внесение каких-либо изменений.

Акт ревизии (проверки) с приложениями в 5-дневный срок после предоставления его руководству контрольно-ревизионного органа направляется по описи правоохранительному органу, по поручению которого производилась ревизия (проверка).

Правоохранительный орган, который был инициатором ревизии (проверки) обязан оказывать содействие проверяющим в техническом оформлении акта – печатании, копировании документов, а также в его подписании, обеспечивая присутствие должностных, материально ответственных и других лиц, выполняющих управленческие функции в ревизуемой организации.

В случае отказа должностных лиц от подписания акта ревизии (проверки) составляется дополнительный акт по этому вопросу за подписью проверяющих и присутствующих при этом должностных и других лиц.

Акты ревизий (проверок), проводимых по инициативе контрольно-ревизионного органа, в которых выявлены факты правонарушений в сфере экономики, передаются в правоохранительный орган в 10-дневный срок после завершения их оформления.

Передаваемые материалы должны содержать:

а) письменное сообщение за подписью руководителя (заместителя) контрольно-ревизионного органа, в котором кратко излагается суть выявленных нарушений законодательства;

б) подлинник акта ревизии с приложением, подтверждающим выявленные нарушения;

в) объяснения и возражения должностных лиц по акту ревизии (проверки);

г) письменные заключения проверяющих (при наличии возражений по акту).

Правоохранительный орган при получении материалов по результатам проведенных ревизий (проверок) в установленные сроки рассматривает их и при наличии оснований осуществляет действия, предусмотренные ст. 109 УПК, информирует контрольно-ревизионный орган о принятых мерах.

Получив акт ревизии, следователь оценивает результаты проверочных действий в следующем порядке:

– формальная проверка (наличие в акте всех подписей, копий документов, письменных объяснительных в приложении);

– проверка по существу (использование ревизорами всех возможных методов, привлечение к проверке специалистов);

– следственным путем при проведении допросов.

После изучения акта первичной ревизии следователь принимает одно из следующих решений:

– признать проведенную ревизию доброкачественной и ее материалы приобщить к делу;

– при наличии существенных недостатков в материалах ревизии возвратить их органу, проводившему ревизию, для доработки;

– признать первичную ревизию (по различным мотивам) недостаточной, потребовать ее повторного производства.

Дополнительная ревизия назначается в случаях, когда:

а) заинтересованные лица не присутствовали при ревизии и не представили объяснения;

б) ревизия по отдельным вопросам проведена поверхностно или выборочным методом, в то время как требовалась сплошная проверка;

в) в ходе расследования появилась необходимость расширить объем проверки;

г) первоначальная ревизия проведена без привлечения специалиста из другой области знаний, что повлияло на ее результаты;

д) в акте первичной ревизии имеются противоречия и их устранение возможно путем проведения дополнительной ревизии;

е) выводы ревизора противоречат материалам дела и необходимо поверить их правильность путем проведения дополнительной ревизии.

Повторная ревизия проводится:

 1) когда установлен общий низкий методический уровень проведения первичной ревизии;

2) когда выявлена недобросовестность ревизора по любым мотивам (его заинтересованность в исходе дела, умышленное искажение данных учета и т.д.).

3) по требованию эксперта-бухгалтера либо обвиняемого, оспаривающего результаты первичной проверки ревизора.

Предыдущая