Поиск

Реклама

Администратор сайта



Н.М. Шпак
Судебная бухгалтерия

Учебное пособие. – Краснодар: КубГАУ, 2016. – 140 с.

Предыдущая

Раздел 1. Введение в учебную дисциплину

Глава 2. Бухгалтерские документы, использование их данных в оперативно-разыскной и следственной практике

2.2. Классификация бухгалтерских документов

Предпосылкой успешного использования различных бухгалтерских документов в практической деятельности правоохранительных органов является знание юристами классификации бухгалтерских документов. 

В зависимости от назначения бухгалтерские документы могут быть:

1)  распорядительные, содержащие распоряжения о выполнении хозяйственных операций (наряд на работу, чек банку, платежное поручение);

2)  исполнительные, отражающие совершенные хозяйственные операции (приходный кассовый ордер, накладные, акты, квитанции);

3)   комбинированные, содержащие задание и данные об исполнении (расходный кассовый ордер);

4)  документы учетного оформления – распределительные и группировочные ведомости, справки, ордера (составляются на основании первичных документов для подготовки и упрощения учетных записей в регистрах).

По порядку отражения операций:  

1)  первичные документы, предназначенные для оформления поступающей информации о фактах хозяйственной жизни (накладные, чеки, счета-фактуры, накладные, платежные поручения, приходные и расходные кассовые ордера, путевые листы, командировочные удостоверения и т. п.);

2)  сводные документы – объединяющие несколько операций, отраженных в нескольких первичных документах (авансовый отчет, отчет кассира, кассовая книга).

По способу охвата операции:

1) разовые, в которых одним рабочим приемом оформляется один или несколько хозяйственных процессов (накладные, платежные требования, счет-фактура);

2) накопительные, в которых совершенные хозяйственные операции оформляются в несколько приемов, поэтапно (табель учета рабочего времени, ведомость учета выполненных работ, маршрутный лист).

По количеству учитываемых позиций:

1) однострочные, имеющие одну учетную позицию;

2) многострочные (расчетно-платежная ведомость).

По месту составления документы могут быть:

1) внутренние, составленные на данном предприятии (накладные на внутреннее перемещение материалов, на передачу на склад готовой продукции);

2) внешние, оформляющие хозяйственные операции между различными юридическими и физическими лицами (счет-фактура, платежное поручение, накладная на отпуск материалов на сторону).

По качественным признакам:

1)  полноценные,

2)  неполноценные (подложные, фиктивные).

Полноценные документы по форме и содержанию соответствуют правилам, которые отражены в законодательстве, и имеют доказательную силу.

Неполноценные — это документы, которые не отвечают требованиям закона и не имеют доказательной силы.

Они бывают следующих видов:

1)  неправильно оформленные

– документы без необходимых реквизитов (без подписи, без даты);

– с лишними реквизитами (например, накладная с гербовой печатью и т. д.),

– с ненадлежащими реквизитами (например, чек на получение денег в банке, подписанный неправомочным лицом);

2) отражающие незаконные операции или ложные сведения (подложные)

Подлог в документах бывает двух видов:

а) материальный;

б) интеллектуальный.

Подложные документы могут отражать операции, которые в действительности не были совершены (бестоварные, безденежные документы);

2)  фиктивные документы.

Предыдущая