Поиск

Реклама

Администратор сайта



В.Д. Зеленский
Основные положения организации расследования преступлений

Учебное пособие. – Краснодар: КубГАУ, 2012. – 160 с.

Предыдущая

Глава 4. Организация отдельного расследования

4.1. Организация первоначального этапа расследования

Начальный этап уголовно-процессуальной деятельности может иметь несколько форм в зависимости от того, кем было обнаружено происшествие (сведения о событии), и подследственности очевидного или предполагаемого на момент сообщения преступления. Мы рассматриваем его применительно к предварительному следствию.

Начальный этап имеет напряженный характер. В ограниченный отрезок времени следователь решает ряд сложных организационных вопросов: определяет и конкретизирует цели расследования, создает следственно-оперативную группу, планирует расследование, избирает его направление, мобилизует участников расследования.

Изложенное содержание организации характерно для расследования тех преступлений, которые проявляются как происшествия (убийства, кражи, грабежи и др.). Комплекс организационных мер осуществляется по следующей схеме: обнаружение происшествия – реакция органа дознания – осмысливание и оценка информации следователем – предварительная проверка (при необходимости) – организация неотложных первоначальных следственных действий – определение предмета расследования и конкретизация предмета доказывания – определение структуры расследования.

Другие расследования отличаются тем, что их начальный этап, в частности обнаружение признаков преступления, не является происшествием. Поэтому Действия органа дознания, следователя большей частью не носят срочного, чрезвычайного характера. На основе оценки исходной информации путем непроцессуальных действий собираются данные о признаках конкретного преступления. В ходе проверки определяется предмет и в основном структура расследования. Для решения вопроса о возбуждении уголовного дела нередко требуется производство большого количества непроцессуальных действий (дела о хищениях государственного имущества, некоторых должностных и хозяйственных преступлениях).          

Характерная особенность начального этапа расследования заключается еще и в том, что часть его осуществляется не следователем, а работником органа дознания. Следователь вступает в процесс либо на стадии возбуждения уголовного дела, возбуждая его, либо после производства неотложных следственных действий. Структура расследования к этому времени частично создана. Следователю необходимо критически оценить работу, проделанную работниками дознания. Особенность организации расследования в таких случаях – большое напряжение. За короткий срок следователю приходится изучить материалы уголовного дела, оценить правильность созданной структуры расследования, собранные доказательства, принять решение о направлении расследования, а также ряд ответственных процессуальных решений (об избрании меры пресечения, о привлечении в качестве обвиняемого и др.).

Иногда следователь, выполнив первоначальные неотложные действия, практически устраняется от расследования, предоставляя органам полиции устанавливать преступника непроцессуальными средствами. Это грубое нарушение принципа пропорциональности и сочетания следственных и иных действий в расследовании: своевременно не собираются доказательства, нарушается и принцип информированности. Следователь, по существу, не руководит расследованием. Все это снижает уровень и качество расследования. Такая практика недопустима.

В предварительной проверке могут участвовать должностные лица контрольных, инспекционных организаций. Действия таких лиц должны осуществляться с ведома следователя. В настоящее время закон не регламентирует и не предусматривает форм организационного, процессуального руководства следователями должностных лиц организаций, участвующих в проверках, а также работников органов дознания (кроме права следователя требовать от последних предоставления материалов). Практика настоятельно требует предоставления следователю права дачи поручений и указаний органам дознания и в период предварительной проверки материалов о преступлениях. Поскольку есть реальная потребность в этом, то следователи нередко действуют по аналогии с предварительным следствием: дают органам дознания поручения и указания, чаще в устной форме, ставят интересующие их вопросы перед должностными лицами, осуществляющими ведомственную проверку. Полагаем, что это верная практика.

С возбуждением уголовного дела появляется потребности в быстром одновременном производстве нескольких следственных действий. Важно получить доказательственную информацию о существе преступления и его основных обстоятельствах. Отдельные следственные действия по поручению следователя могут выполняться оперативными работниками, т. е. характерно отступление от функционального принципа взаимодействия.

Большинство первоначальных следственных и иных действий носят неотложный характер. Неотложность – категория оценочная. Границы неотложного периода определяет следователь, нередко условно.

Первоначальным можно считать этап расследования от возбуждения дела до предъявления обвинения в простых и усложненных расследованиях. В сложных и особо сложных первоначальным будет этап производства неотложных следственных действий. В результате первоначального этапа собирается доказательственная и иная информация, на основе которой строятся следственные версии и составляется план расследования. Первоначальный этап расследования осуществляется непрерывно. В нем могут участвовать дежурные части органов внутренних дел, оперативно-розыскные службы, специалисты экспертных и иных учреждений, участковые, а также подразделения органов внутренних дел (ГБДД, вневедомственная охрана, отряды милиции особого назначения и др.). Следователь и работники названных органов находятся в различных функциональных связях, определенных уголовно-процессуальными законами и ведомственными нормативными актами.

В организации первоначального этапа расследования значительна роль дежурных частей органов внутренних  дел. На дежурные части возложена обязанность координации первоначальных неотложных оперативно-розыскных мероприятий и следственных действий. Они принимают решение о проверочных действиях по сообщению о происшествии, преследовании преступника по горячим следам, направлении на место следственно-оперативной группы. В предусмотренных ведомственными нормативными актами случаях дежурные части действуют по типовым ситуационным планам (различные особо опасные преступления, введение чрезвычайного положения и др.).

На первоначальном этапе расследования возникает необходимость в организации первоначальных неотложных следственных действий. Они производятся в соответствие с рекомендациями методик расследования отдельных видов преступлений. На основе полученной информации конкретизируются обстоятельства, подлежащие установлению по уголовному делу. Совокупность этих обстоятельств образует предмет расследования. Строятся следственные версии, выводятся логические следствия из каждой версии. Таким путем определяются все обстоятельства, подлежащие установлению по делу.

Одновременно с этим следователь определяет следственные и иные действия, которые надо произвести для установления каждого из указанных обстоятельств. Создается структура предстоящего расследования.

Итак, организация начального этапа расследования заключается в определении сил и средств для неотложных действий, взаимодействии участников, определении целей и планировании расследования.

Предыдущая