Поиск

Реклама

Администратор сайта



В.Д. Зеленский
Основные положения организации расследования преступлений

Учебное пособие. – Краснодар: КубГАУ, 2012. – 160 с.

Предыдущая

Глава 3. Субъекты организации расследования преступления

3.3. Организационная деятельность начальника органа внутренних дел в расследовании

Задачи органов внутренних дел многообразны. Основная из них – борьба с правонарушениями. Ведущие направления данной деятельности органов внутренних дел: выявление, учет и работа с криминогенным элементом, т. е. лицами, склонными к совершению преступлений; выявление криминальных условий, т. е. условий, способствующих совершению преступлений;  выявление и пресечение готовящихся преступлений; охрана общественного порядка; участие в расследовании совершенных преступлений.

В борьбе с преступностью в той или иной степени участвуют все службы органов внутренних дел, в расследовании преступлений – лишь часть из них, в основном полиция. Она, согласно действующему уголовно-процессуальному закону, является органом дознания. Участие органов внутренних дел в расследовании (помимо следственных аппаратов этих органов) регламентируется уголовно-процессуальным законом и нормами Закона о полиции.

Дежурная часть органов внутренних дел получает свыше 90% сообщений о совершенных преступлениях. Ее работники ведут учет заявлений и сообщений. В не обходимых случаях они обязаны проверить сообщение, а  также принять меры по комплектованию следственно-оперативной группы, обязаны поставить в известность следователя о совершенном преступлении.

Работники уголовного розыска и ОБЭП непосредственно участвуют в расследовании. Их участие необходимо в случаях, когда не установлено лицо, совершившее преступление. Оно крайне желательно на начальном этапе всех (кроме простых) расследований, когда исходная информация ограничена и не всегда определена. Оперативные работники могут участвовать в следственных действиях, проводить их самостоятельно по поручению следователя. Основная функция оперативных работников – производство оперативно-розыскных действий по установлению лица, совершившего преступление, а также иных обстоятельств уголовного дела. Оперативные работники по поручению начальника органа внутренних дел вправе производить расследование в форме дознания по предусмотренной законом о подследственности категории уголовных дел в полном его объеме. С точки зрения объема выполняемой работы и ее содержания в расследовании оперативные работники – основные участники расследования. От степени и качества их участия в расследовании во многом зависит его результат.

Специалисты в области криминалистической техники участвуют в расследований, оказывая следователю помощь в обнаружении и фиксации следов преступления. В криминалистических лабораториях органов МВД проводятся криминалистические и иные экспертизы. В расследовании участвуют специалисты подразделений, использующих служебно-розыскных собак. Их задача – дать следователю ориентирующую информацию для последующего производства следственных действий. Они осуществляют поиск, обнаружение и задержание преступника по следам.

Участковый инспектор обычно хорошо знает население своего участка, особенно криминогенное, поэтому его участие в расследовании необходимо в большинстве случаев. В ходе подготовки и проведения следственных действий участковый осуществляет различные организационно-подготовительные мероприятия (подбор понятых, статистов, собирает ориентирующую информацию и др.), охраняет место происшествия и т.д., по поручению начальника органа внутренних дел он вправе производить дознание.

Работники служб охраны общественного порядка (постовые, ПМГ и др.) нередко первыми обнаруживают преступления, поэтому осуществляют комплекс действий по преследованию, установлению преступника, установлению свидетелей, охране места происшествия до прибытия следователя, оказывают следователю содействие в производстве следственных действий.

Работники ГИБДД участвуют в следственных действиях, поисковых мероприятиях чаще всего в случаях расследования дорожно-транспортных происшествий, консультируют следователя по некоторым специальным вопросам этих происшествий. Они производят и дознание по делам этой категории. Аналогичные действия выполняют работники государственной пожарной инспекции по делам, связанным с пожарами и поджогами.

 В следственных действиях могут участвовать работники иных служб: вневедомственной охраны и др.

Работники перечисленных подразделений органов внутренних дел непосредственно участвуют в расследовании. Сотрудники иных служб редко участвуют в производстве следственных действий или содействуют их  производству. Чаще они предоставляют различные сведения, выполняют некоторые поручения (задания) следователя (например, сообщают данные о проживающих в определенном месте лицах). Это работники паспортных отделов, исправительных учреждений (некоторые подразделения этих учреждений участвуют в расследовании, выполняя функции органов дознания), информационных центров и др. Своими действиями они в определенной степени обеспечивают расследование.

Всем перечисленным комплексом служб руководит начальник органа внутренних дел. Он возглавляет деятельность органа по выявлению готовящихся преступлений,  их пресечению, по обнаружению и раскрытию совершенных преступлений. В расследовании эту деятельность можно подразделить на дознание; оперативно-розыскную работу по выполнению поручений и указаний следователя; содействие следователю в расследовании. Для начальника органа внутренних дел это деление условно, ибо названные виды работ взаимосвязаны, а для их организации и качественного выполнения необходимы силы и средства органа. Однако организационная роль начальника органа в каждом из названных подвидов деятельности различна.

Дознание, как известно, – одна из форм расследования. Оно может производиться, согласно уголовно-процессуальному закону, в полном объеме по ряду категорий уголовных дел. В больших отделах органов внутренних дел существуют отделы (отделения) дознания. Дознание в них производят должностные лица – дознаватели. Начальник отделения дознания вправе давать письменные указания по уголовным делам, находящимся в производстве дознавателей. Общее руководство дознанием осуществляет начальник органа внутренних дел.

Дознание по поручению начальника органа может производить один из его подчиненных. Организация дознания осуществляется этим работником. Начальник органа утверждает наиболее важные процессуальные
действия в ходе дознания. Он вправе лично произвести его полностью или частично. Начальник – руководитель данного вида расследования.

Существует и другая разновидность дознания: производство первоначальных неотложных следственных и иных действий в случае обнаружения органом дознания признаков преступления. Неотложность обусловлена необходимостью пресечения преступления, срочного закрепления следов. До принятия дела к производству следователем расследование, осуществляет орган дознаний, обычно один из оперативных работников. Организация неотложных следственных действий – формирование части структуры расследования, определение его направления – осуществляется этим работником под руководством начальника органа или его заместителя. Значит, и в этом случае начальник органа является руководителем части расследования. Вступление в расследование следователя сужает организационную функцию начальника органа внутренних дел. Он руководит лишь организацией действий, направленных на установление лица, совершившего преступление (если оно не установлено), руководит выполнением поручений следователя органу дознания и содействием ему в производстве следственных действий.

Аналогичны функции начальника органа внутренних дел в случае, если следователь вступает в расследование, с момента получения сведений о преступлении.

Начальник органа внутренних дел обязан мобилизовать все силы и средства органа для раскрытия преступления. Это далеко не простая задача. Материальные и иные ресурсы органа (транспорт, личный состав и др.) ограничены. Совершение преступлений и их выявление – процесс неравномерный. Количество уголовных дел, одновременно расследуемых в районе, в различные периоды также различно. Наибольшее напряжение наступает в период значительного числа одновременно осуществляемых начальных этапов расследований, особенно сложных. Перед начальником органа внутренних дел, когда необходимо взаимодействие с оперативными и
иными службами, стоит задача распределения сил и средств органа между актами расследования, осуществляемыми всеми следователями района, как МВД, так и прокуратуры. Качественное выполнение ее возможно, если начальник информирован о состоянии всех расследований. Руководитель следственного подразделения или следователь должны информировать начальника органа о расследовании тех дел, где необходимо взаимодействие с оперативными и иными службами МВД. С учетом принимаемых следователем решений «организуется взаимодействие следователя и конкретных работников органа дознания.

Письменные поручения и указания следователя поступают в большинстве к начальнику органа внутренних дел (по действующему законодательству все они адресуются именно ему). Начальник органа определяет общее направление выполнения поручений и конкретного работника, который будет их осуществлять. Начальник органа в общих чертах или подробно определяет структуру оперативных и иных мероприятий, либо контролирует создание ее оперативным работником.

До вступления следователя в процесс расследование и период производства неотложных следственных и иных действий начальник отдела внутренних дел, как отмечалось, руководит всем расследованием. В организации расследования различные сложности на практике возникают чаще всего именно в период вступления следователя в расследование. Начальник органа (его заместитель, начальник уголовного розыска) с этого момента выполняет поручения следователя, взаимодействует с ним. Он обеспечивает конкретные расследования людьми, транспортом, связью и оказывает методическую помощь участникам расследования, руководит оперативной работой по делу.

Организатором предварительного следствия начальником органа внутренних дел быть не может в силу объективных связей, в которые он включен как участник расследования в силу осуществляемых функций. У него нет и не может быть процессуальной власти над следователем, он не вправе изменять, отменять любое решение следователя, не может без ведома и поручения следователя произвести какое-либо следственное действие. В предварительном следствии начальник органа осуществляет выбор средств, методов выполнения заданий следователя (поручений и указаний), руководство оперативно-розыскными действиями, а при необходимости лично в них участвует. Именно такое понимание и осуществление роли начальника органа внутренних дел соответствует закону и позволяет оптимально использовать следственные и оперативные возможности в расследовании.

Начальник органа внутренних дел как руководитель органа дознания является субъектом уголовно-процессуальной деятельности. В исполнении своих обязанностей, в том числе и в организации расследования, он не должен выходить за пределы, указанные в уголовно-процессуальном законе. Коллизия административных прав начальника органа внутренних дел с процессуальными правами следователя иногда создает трудности в организации, расследования. В таких случаях нужно руководствоваться требованиями уголовно-процессуального закона.

Итак, организационная деятельность начальника органа внутренних дел в расследовании выражается в организации и руководстве дознанием, в личном участии в организации конкретного расследования, в распределении ресурсов органа внутренних дел между актами расследования, в организации выполнения поручений и указаний следователя и в организации содействия ему, в личной методической помощи следователю.

Предыдущая