Поиск

Реклама

Администратор сайта



В.Д. Зеленский
Основные положения организации расследования преступлений

Учебное пособие. – Краснодар: КубГАУ, 2012. – 160 с.

Предыдущая

Глава 3. Субъекты организации расследования преступления

3.1. Следователь

Следователь – организатор и руководитель расследования преступления.

Характер расследования, прежде всего сложность, объективно предполагает его централизацию, единого организатора и руководителя. Таковым является следователь. Уголовно-процессуальный закон наделяет следователя правами руководителя расследования, предусматривает его персональную ответственность за ход и результаты расследования.

Предварительное следствие регламентируется единым уголовно-процессуальным
законодательством. Ему присущи единые закономерности, осуществляется оно на единых принципах. Вместе с тем, ведомственная принадлежность следователей (имеются в виду, прежде всего следователи МВД и иные) налагает определенный отпечаток на организацию расследования. Но в расследовании конкретного уголовного дела полновластным организатором согласно закону является следователь, независимо от его ведомственной принадлежности. Именно с таких позиций излагается материал настоящего раздела работы.

Организационная функция следователя включает практически всю организацию расследования преступления: целеобразование, конкретизацию предмета доказывания, планирование расследования и иные элементы организации. Следователь во многих случаях проверяет информацию о совершении преступления, возбуждает Уголовное дело, организуя дальнейшее расследование.

Как организатор, руководитель и основной исполнитель расследования следователь должен обладать определенными идейно-психологическими, профессиональными и личностными качествами. Современное уголовно- процессуальное законодательство в целом предоставляет следователю достаточные права для качественной организации расследования. И если на практике организация бывает далеко не всегда успешной, то причина тому в первую очередь – отсутствие у следователя необходимых профессиональных и личностных качеств.

Следователь наделен правом решать дело по существу, т.е. отказывать в возбуждении уголовного дела, прекращать уголовное дело, направлять его прокурору для принятия дальнейшего решения. Все решения следователь принимает самостоятельно, в том числе и те, которые затем санкционируются. Процессуальная самостоятельность следователя – важнейший составной элемент его деятельности. Под процессуальной самостоятельностью следователя понимается определяемая законом способность и возможность следователя самостоятельно, без вмешательства кого бы то ни было извне осуществлять свои права и выполнять обязанности, подчиняться только закону и предусмотренным законом должностным лицам.

Процессуальная самостоятельность следователя объективно вытекает из сущности его производственной деятельности. Именно характер расследования, определенный поставленными государством стратегическими целями, условиями, средствами, социальная значимость регламентируемой процессуальным законом деятельности определяет место и роль следователя, его полномочия, содержание правоотношений с другими участниками расследования.

Процессуальная самостоятельность следователя означает свободу его действий в определенных законом пределах. Следователь не обладает процессуальной независимостью как суд в силу ряда объективных причин.

Для расследования характерна централизация, единоличное исследование материалов, единоличное принятие решений, ограниченная гласность. Расследование – длительный, сложный процесс. Часть обстоятельств следователь может исследовать опосредствованно. В связи с возможностью изменения и утраты доказательств и по иным причинам важную роль в расследовании играет фактор времени. Все это создает определенную сложность для соблюдения в расследовании всесторонности, объективности и полноты.

Процессуальное положение следователя предполагает наличие у него такого личностного качества, как самостоятельность. Согласование тактических и процессуальных решений с руководством, в том числе и с руководством органа дознания, возможно, а иногда нужно и полезно. Но это должно быть исключением из правила.

Работу следователя несколько осложняет отсутствие в законе санкций за невыполнение или некачественное выполнение должностными лицами и гражданами постановлении и распоряжений[33] следователя. Однако это должно побуждать его к более тщательному продумыванию и организационной обоснованности принимаемых решений.

Организация расследования преступлений – это обязанность следователя. Именно он, в силу объективных связей и взаимозависимостей, складывающихся в системе расследования, организует расследование и руководи им. Попытки возложить роль организатора на прокурора, начальника следственного подразделения или начальника органа внутренних дел бесплодны. Ибо названные лица могут организовать расследование преступления только выполняя функции следователя, т. е. лично расследуя преступление. Происходит так потому, что организация расследования, исходя из изложенного ранее ее содержания, очень тесно связана с содержанием следственных действий, является аспектом расследования. Расследование производит следователь. Поэтому и организовывать расследование может в основном только он. Другие лица могут участвовать в расследовании в пределах выполнения своих функций. Это положение очень важно для практики. Каждый следователь должен понимать, что организация расследования – это, прежде всего, и в основном его личная обязанность, выполнение которой прямо влияет на качество и результаты расследования.

В расследовании работники органов дознания подчинены следователю процессуально, а значит, и фактически, ибо в контексте подчиненности в расследовании эти понятия практически однозначны. Подчиненность связана с конкретным актом расследования, с выполнением определенных функций и заканчивается за пределами расследования. Как известно, в расследовании следователь может поручать работникам милиции выполнение следственных действий, т.е. функциональный принцип нарушается. Но это исключение, оно связано с необходимостью непрерывного расследования в определенный промежуток времени, обычно на начальном его этапе.

В соответствии с уголовно-процессуальным законом объем и характер взаимодействия с привлеченными к расследованию лицами, в первую очередь работниками дознания, устанавливает следователь, руководитель следственного аппарата; задание следователя (в форме постановления, поручения, указания) любому должностному лицу или гражданину обязательно. Разумеется, абсолютно большая часть заданий следователя направлена на выполнение субъектом его функциональных обязанностей в расследовании.



[33] Под распоряжением понимается устное или письменное требование следователя о необходимости совершения какого-либо действия гражданином или должностным лицом организации в связи с расследованием по уголовному делу (о предоставлении характеристики обвиняемого, справки о судимости лица и др.).

Предыдущая