Поиск

Реклама

Администратор сайта



В.Д. Зеленский
Основные положения организации расследования преступлений

Учебное пособие. – Краснодар: КубГАУ, 2012. – 160 с.

Предыдущая

Глава 2. Содержание основных структурных элементов организации расследования

2.3. Понятие руководства расследованием преступлений

Основным в расследовании является собирание доказательств. Собирание – это поиск, выявление, получение и процессуальная фиксация сведений о фактах. Поиск, выявление и получение сведений о фактах – это познавательная деятельность и практические действия, сопряженные с рядом трудностей. К ним относятся информационная недостаточность и неопределенность, дефицит времени, противодействие носителей информации и заинтересованных лиц. Это порождает психологическую напряженность деятельности. Сказанное обуславливает единоначалие в расследовании, процессуальную самостоятельность следователя и его независимость в оценке воспринимаемой информации.

Расследование, как известно, включает ряд подсистем, подвидов деятельности. Основная, как отмечалось, – это собирание, процессуальная фиксация доказательств и оперирование ими – доказывание. Второй подвид – оперативно-розыскная деятельность по собиранию ориентирующей информации: сведений о фактах и источниках этих сведений. Третий – использование специальных знаний в расследовании. Следователь лично осуществляет только получение и использование доказательств. Два другие подвида деятельности производят иные лица – сотрудники органа дознания и работники других организаций. Для управления всей системой расследования объективно нужно руководство.

Смысловое значение слова «руководство» – управление, координация, контроль[32]. Руководить – значит предвидеть, прогнозировать, сопоставлять, распоряжаться, контролировать, сочетать все действия. В расследовании содержание руководства несколько специфично. Специфику эту придает процессуальная регламентация расследования и характер деятельности.

Руководство расследованием является элементом его организации. Когда говорят о руководстве расследованием, то имеют в виду два вида руководства. Это руководство собственно расследованием, т.е. отдельным расследованием. И руководство системой расследования. Получается, что руководство, как и организация имеет несколько уровней. Можно выделить, как отмечалось, руководство отдельным расследованием и руководство системой расследования. Последнее включает подсистемы: руководство в органе расследования и административном районе (район, округ, область, край) и руководство системой расследования в органе. Каждый из этих уровней отличается от другого по характеристике составных элементов. Рассмотрим понятие руководства расследованием  применительно к отдельному акту его производства.

Расследование – это познавательно-поисковая деятельность. Сведения о фактах, связанных с событием преступления, надо найти, выявить и получить процессуальным путем. В этой работе, в зависимости от криминалистической сложности расследования избираются направления деятельности. Избирает их следователь. Он же определяет время, место, участников производства следственных действий, разъясняет им их права и обязанности. Следователь определяет структуру расследования и общую модель его осуществления. Изложенная деятельность есть ни что иное, как руководство расследованием, т.к. все остальные участвующие в деле лица обязаны выполнять постановления, поручения, требования следователя.

Руководство выражается по властно-распорядительных актах, направленных на поддержание структуры расследования в созданном (заданном) состоянии и на оптимальную деятельность участников расследования. Так в общем можно определить этот элемент организации. Для руководства субъект должен иметь право совершать действия, побуждающие участников расследования к качественному осуществлению своих функций. При необходимости возможно и принуждение. Между руководителем расследования и иными участниками расследования объективно существуют отношения руководства-подчинения. Характер и объем этого подчинения опять-таки специфичны. Но оно существует обязательно.

Руководство направлено на побуждение участников расследования к выполнению своих функций. В расследовании должна существовать и существует система отношений следователя с оперативными и иными работниками милиции, со специалистами и должностными лицами организаций, производящих служебные проверочные действия. Руководство следователя осуществляется в определенном объеме и в отношении иных участников уголовно-процессуальной деятельности.

Руководство включает не только властно-распорядительные полномочия в предусмотренном законом случаях. Часто действия следователя – это согласование своих действий с действиями участников процесса, координация действия.  Отдельную группу составляют действия, направленные на разъяснение прав и обязанностей участникам процесса.

Руководство невозможно без контроля. В расследовании контроль осуществляется следователем за соблюдением участниками расследования уголовно-процессуальных норм при производстве следственных и иных процессуальных действий. Выполнение своих постановлений, поручений следователь контролировать обязан. Контроль – это специфическая умственная деятельность следователя. Она состоит в анализе содержания результатов выполнения участниками процесса своих законных обязанностей при производстве следственных действий. Объем контроля различен. Он зависит от характера действий участников процесса и процессуальных полномочий следователя. Контроль в руководстве является средством оценочной деятельности следователя и влияет на принятие решений, прежде всего, организационно-управленческих, а также и процессуальных.

Таким образом, руководство отдельным расследованием состоит из следующих взаимосвязанных элементов: распорядительных действий, носящих как властный, так и рекомендательный характер; согласований, разъяснений, контроля и принятия решений по рассматриваемому делу. Указанные действия направлены на осуществление расследования в соответствие с процессуальными нормами, поддержание структуры расследования в заданном состоянии и в оптимизации расследования.

Руководство отдельным расследованием – это умственная деятельность и действия следователя и иных субъектов расследования, направленная на оптимизацию следственных и иных действий, законное и оптимальное выполнение участниками расследования своих обязанностей, предусмотренных уголовно-процессуальным законом и иными нормами права.

Руководство отдельным расследованием структурно состоит из ряда взаимосвязанных элементов. Субъект расследования – следователь, является основным его руководителем. Отдельные организационно-распорядительные действия в расследовании может осуществлять начальник (руководитель) следственного органа. Объектом руководства является расследование как деятельность. Непосредственный предмет руководства – это структура расследования, ее качественное совершенствование. В предмет руководства входят, как отмечалось, действия участников расследования, их законное и качественное производство.

Руководство расследованием выражается в действиях. Это в основном, организационно-подготовительные, а также иные процессуальные действия. В ходе расследования следователь постоянно изучает доказательственную и ориентирующую информацию, оценивает ее, принимает решения, выражая их в процессуальной или иной организационно-правовой форме. Именно форма выражения выделяет процессуальный и иной порядок руководства. Существо же руководства в том и другом случае одинаково: получение, анализ, оценка информации и принятие решения.

Процессуальные формы руководства: постановления следователя, поручения. Постановления касаются наиболее важных вопросов расследования. Они выносятся на основе и в соответствии и уголовно-процессуальным законом и являются средством управления процессом расследования: его началом,  протеканием и окончанием: постановление о возбуждении уголовного дела, постановление о приостановлении расследования, постановление об окончании предварительного следствия и другие.

К процессуальным формам руководства относятся поручения. Поручение направлено на выполнение органом внутренних дел заданий следователя по собиранию ориентирующей информации. Ранее, как известно, УПК предусматривал две формы заданий следователя: поручение и указание. В настоящее время, в связи с тем, что указание, как форма руководства из УПК исключена, предмет поручений следователя несколько расширен. Помимо заданий по собиранию ориентирующей информации, в основном оперативно-розыскными методами, поручения даются по иным вопросам сотрудничества следователя с органами внутренних дел. В основном это касается содействия следователю в производстве следственных действий и производства следственных действий сотрудником милиции по уголовным делам, расследуемым следователем.

Было бы оптимальным, на наш взгляд, оставить предметом поручений следователя только получение ориентирующей и справочной информации путем оперативно-розыскных, проверочных и организационно-технических действий. Производство отдельных следственных действий также должно оформляться поручением. Объясняется это тем, что собирание ориентирующей информации является важной предпосылкой получения доказательств. Эта работа милиции отличается от иного ее участия в расследовании. Но сотрудничество следователя с органами милиции включает содействие милиции в производстве следственных действий, участие работников милиции в следственных действиях и производство различных организационно-технических действий и собиранию справочных и иных сведений. Поручений по поводу указанного сотрудничества следователь не выносит. Практика давно идет по пути распоряжений, требований следователя. Распоряжения эти бывают устные и письменные. Правовым основанием для таких распоряжений (например, о подборе участников предъявляемое для опознания или следственного эксперимента) является положение УПК об обязанности милиции оказывать содействие следователю. Полагаем, что было бы рационально, чтобы возможность и процесс распоряжений следователя предусматривался уголовно-процессуальным законом. Руководство выражается в том, что следователь определяет вид следственных и иных действий, место, время, участников и последовательность их производства. Он обеспечивает законность производства расследования в целом и каждого отдельного действия. Таким путем следователь организует и направляет расследование. Пределы руководства в отношении участников расследования ограничиваются выполнением каждым из них своих процессуальных и организационных функций.

Руководство является стержнем организации расследования, ибо пронизывает все ее содержание. Руководство следователя предполагает наличие у него властно-распорядительных полномочий по отношению к участникам расследования, организациям и гражданам. Без этого качественное расследование затруднительно, а то и невозможно.

Руководство следователя объективно обуславливает подчинение ему участников расследования. Это специфическое подчинение. Оно осуществляется в связи с расследованием конкретного уголовного дела (а также в стадии возбуждения уголовного дела), связано с реализацией участниками уголовного процесса своих процессуальных функций, предусмотренных уголовно-процессуальным законом, вытекает из его положений. Это процессуальное подчинение.



[32] См. В. Даль. Толковый словарь. Т.3. С. 538.

Предыдущая