Поиск

Реклама

Администратор сайта



Вл.Т. Батычко
Уголовный процесс

Конспект лекций. Таганрог: ИУЭС ЮФУ, 2016.

Предыдущая

Тема 20. Производство по уголовным делам, рассматриваемым с участием присяжных заседателей

2. Подготовительная часть судебного заседания в суде с участием присяжных заседателей

Подготовительная часть судебного заседания в суде с участием присяжных заседателей состоит из двух этапов.

Первый этап проводится в соответствии с общими требованиями гл. 36 УПК РФ и включает в себя разрешение судьей всего круга вопросов, связанных с обеспечением надлежащей процедуры предстоящего судебного следствия. Еще до того как стороны приступят к формированию коллегии присяжных заседателей, судья должен выполнить требования ст. 261—272 УПК: открыть судебное заседание, объявить, какое дело подлежит разбирательству, разрешить заявленные отводы, выяснить, кто явился по делу, установить личность подсудимого, разъяснить ему и всем участникам процесса их права и обязанности, разрешить заявленные ходатайства. Особое внимание должно быть уделено разъяснению сторонам принадлежащих им прав отвода присяжных заседателей, а также, тех дополнительных прав и обязанностей, которые вытекают из процедуры рассмотрения дела с участием присяжных заседателей.

Второй этап подготовительной части судебного разбирательства непосредственно связан с формированием коллегии присяжных заседателей. Собственно формирование названной коллегии начинается после доклада секретаря судебного разбирательства о явке в суд кандидатов в присяжные заседатели. Если в суд явилось менее 20 кандидатов, председательствующий, дает распоряжение о дополнительном вызове в суд присяжных заседателей.

Секретарь судебного заседания или помощник судьи производит отбор кандидатов в присяжные заседатели из находящихся в суде общего и запасного списков путем случайной выборки и проверяет наличие обстоятельств, препятствующих участию лица в качестве присяжного заседателя в рассмотрении уголовного дела, перечисленных в ч. ч. 2 и 3 ст. 3 и п. 2 ст. 7 Федерального закона от 20 августа 2004 г. № 113-ФЗ «О присяжных заседателях федеральных судов общей юрисдикции в Российской Федерации»[162]. Список с указанием фамилий, имен, отчеств и домашних адресов хранится в канцелярии суда, к материалам дела не приобщается и сторонам не вручается. Данный список необходим для последующей работы по приглашению кандидатов в присяжные заседатели, обеспечению их явки в судебное заседание, поэтому он и называется предварительным. Это необходимо также в целях безопасности, предупреждения возможного воздействия на присяжных заседателей и т.п. В дальнейшем на основании такого предварительного списка будет сформирована коллегия присяжных заседателей.

Согласно требованиям ст. 4 указанного Закона общие и запасные списки кандидатов в присяжные заседатели составляет высший исполнительный орган государственной власти субъекта РФ каждые четыре года, включая в них необходимое для работы соответствующего суда количество граждан, постоянно проживающих на территории субъекта РФ. Число граждан, подлежащих включению в общий список кандидатов в присяжные заседатели субъекта РФ от каждого муниципального образования, должно примерно соответствовать соотношению числа постоянно проживающих в муниципальном образовании граждан с числом граждан, постоянно проживающих в субъекте РФ. Число граждан, подлежащих включению в запасной список кандидатов в присяжные заседатели, определяется высшим исполнительным органом государственной власти субъекта РФ и составляет не более 1/4 числа кандидатов в присяжные заседатели, подлежащих включению в общий список кандидатов в присяжные заседатели.

Сотрудники суда, отвечающие за списки, должны строго следить за всеми изменениями в списках. Если не будут приняты во внимание внесенные и представленные своевременно суду изменения списков кандидатов в присяжные заседатели и в рассмотрении дела примут участие граждане, утратившие право быть присяжными заседателями, то приговор суда подлежит отмене в связи с незаконным составом суда.

Отбор кандидатов в присяжные заседатели из общего и запасного списков производится путем случайной выборки, как правило, при помощи компьютера, например каждый 10-й, 50-й, 100-й. При этом проводится проверка наличия обстоятельств, препятствующих участию лица в качестве присяжного заседателя в рассмотрении уголовного дела в той степени, в которой это возможно на данном этапе.

Исходя из положений ст. ст. 2, 3, 7 указанного Закона, в осуществлении правосудия в качестве присяжных заседателей имеют право участвовать граждане РФ, включенные в списки кандидатов в присяжные заседатели. В списки кандидатов в присяжные заседатели не включаются, а если были включены, то исключаются лица: 1) не достигшие к моменту составления списков кандидатов в присяжные заседатели возраста 25 лет; 2) имеющие непогашенную или неснятую судимость; 3) признанные судом недееспособными или ограниченные судом в дееспособности; 4) состоящие на учете в наркологическом или психоневрологическом диспансере в связи с лечением от алкоголизма, наркомании, токсикомании, хронических и затяжных психических расстройств.

Процедура формирования коллегии осуществляется по правилам закрытого судебного заседания и включает в себя:

а) вступительное слово председательствующего, в котором он представляется кандидатам в присяжные заседатели, ставит их в известность о том, какое дело подлежит слушанию с их участием, какова предполагаемая продолжительность судебного разбирательства, объясняет задачи и условия участия присяжных в отправлении правосудия по данному делу. Особо подчеркивается обязанность кандидатов правдиво ответить на задаваемые им сторонами или судом вопросы;

б) опрос кандидатов в присяжные заседатели и разрешение заявленных самоотводов, который преследует цель своевременно выяснить, нет ли обстоятельств, которые препятствуют кандидату участвовать в судебном заседании.

Ст. 3 указанного Закона определяет требования, предъявляемые к присяжным заседателям, которые должны быть доведены до сведения явившихся кандидатов, для того чтобы они знали, по каким основаниям им может быть заявлен отвод. Председательствующий должен сообщить присяжным, что в связи с процедурой отводов им будут заданы вопросы, на которые они обязаны отвечать правдиво, а также должны предоставлять необходимую информацию о себе и отношениях с другими лицами, участвующими в деле. Судья также должен поставить в известность присяжных об ответственности, предусмотренной законом за нарушение указанной обязанности. Каждый из явившихся кандидатов имеет право указать на уважительные причины, препятствующие ему исполнить обязанности присяжного заседателя, а также заявить самоотвод. По заявленным самоотводам обязательно выслушивается мнение сторон. Решение принимается председательствующим путем исключения кандидата из предварительного списка;

в) мотивированные и немотивированные отводы кандидатов в присяжные сторонами. Каждому из явившихся в суд кандидатов в присяжные заседатели может быть заявлен мотивированный отвод сторонами.

Основания для такого отвода как общие, т.е. те же, что и для профессионального судьи (ст. 61 УПК РФ), так и особенные, специально предусмотренные для кандидатов в присяжные (неснятая судимость, признанная судом недееспособность и т.п.). Основанием для подобного отвода может быть и излишняя информированность кандидата об обстоятельствах рассматриваемого дела, благодаря которой у него уже могло сложиться определенное мнение по данному делу, а также иные жизненные обстоятельства, которые могут препятствовать присяжному быть объективным и беспристрастным в этом деле (например, он или его родственники уже были потерпевшими по аналогичному делу).

Закон не ограничивает число отводов (мотивированных) по предусмотренным в законе основаниям, поскольку они являются безусловными для отстранения кандидата от участия в деле. Если в результате удовлетворения заявленных самоотводов и отводов в списке остается менее 18 кандидатов в присяжные заседатели, председательствующий дает указание о вызове в суд дополнительных кандидатов, также отобранных путем случайной выборки.

Если количество оставшихся кандидатов составляет 18 лиц и более, председатель предлагает сторонам воспользоваться правом на немотивированные отводы. Каждая из сторон может воспользоваться им дважды (п. 2 ч. 5 ст. 327 УПК РФ). Немотивированные отводы предусмотрены для того, чтобы стороны могли исключить из числа кандидатов в присяжные тех, которые их не устраивают, но в то же время раскрывать причины этого они не считают возможным.

Первым производит немотивированный отвод государственный обвинитель, который согласовывает свою позицию с другими участниками на стороне обвинения. Затем право немотивированного отвода переходит к стороне защиты. Защитнику подсудимого не принадлежит самостоятельное право немотивированного отвода кандидата в присяжные, а потому он реализует таковое только тогда, когда это поручает ему подсудимый, о чем он должен сообщить суду.

Разрешив вопросы, связанные с отводом, судья дает указание секретарю судебного заседания или помощнику судьи составить список оставшихся кандидатов (которых должно быть не менее 14) в той последовательности, в которой они были включены в первоначальный список.

Если количество кандидатов в присяжные превышает 14 человек, в список поочередно вносятся первые 14 по списку. При этом первые 12 отобранных лиц образуют (комплектную) коллегию присяжных заседателей, два последних — участвуют в судебном разбирательстве в качестве запасных. Председательствующий оглашает фамилии, имена, отчества присяжных заседателей, занесенных в протокол судебного заседания. Они занимают отведенное место на скамье присяжных заседателей, а запасные — располагаются отдельно.

Дополнительным основанием для (возможного) отвода всей коллегии присяжных заседателей является (возможное) заявление сторон о ее тенденциозности, связанной с тем, что вследствие особенностей рассматриваемого уголовного дела образованная коллегия может оказаться неспособной вынести объективный вердикт. Подобное заявление разрешается председательствующим, с учетом мнения сторон, в совещательной комнате. Признав указанное заявление обоснованным, председательствующий вправе распустить данную коллегию присяжных и возобновить подготовку к рассмотрению данного дела с момента случайной выборки нового состава кандидатов в присяжные заседатели (ст. 330 УПК);

г) выбор старшины присяжных производится составом комплектных присяжных заседателей в совещательной комнате открытым голосованием. Избранным считается присяжный, получивший большинство голосов. Старшина имеет равные процессуальные права с остальными присяжными заседателями. Вместе с тем именно он руководит ходом (возможных) совещаний присяжных, через него последние общаются с председательствующим, он оглашает в совещательной комнате вопросы вердикта, записывает ответы на них и подсчитывает голоса, удостоверяет сам вердикт.

После выбора старшины присяжные возвращаются в зал судебного заседания и председательствующий приводит их к присяге;

д) процесс формирования коллегии присяжных заседателей завершается подробным разъяснением присяжным их прав и обязанностей (ст. 333 УПК РФ).



[162] Собрание законодательства РФ. 2004. № 34. Ст. 3528.

Предыдущая