Поиск

Реклама



А.Н. Симонов
Международное право
Конспект лекций. Таганрог: ИУЭС ЮФУ, 2016.

Предыдущая

Лекция 8. Ответственность в международном праве

2. Политическая ответственность

            Под политической ответственностью понимают один из видов международной ответственности субъектов международного права за нарушение ими международных обязательств.

            Политическая ответственность зависит от степени тяжести противоправного деяния. За совершение наиболее тяжких международных деликтов наступает наиболее строгая политическая ответственность в виде международных санкций вплоть до принятия мер военного принуждения – преступлений международных, посягающих на коренные основы международных отношений и международного правопорядка. К числу таких международных преступлений относятся: агрессия, геноцид, апартеид, военные преступления и другие преступления, затрагивающие интересы международного сообщества в целом.

            В частности, международные санкции за агрессию могут включать далеко идущие военные и политические ограничения в отношении несущего ответственность государства, такие как:

·            временное ограничение суверенитета государства-агрессора;

·            военную оккупацию его территории;

·            признание преступными его политических партий, правительства, ведомств и учреждений:

·            другие ограничения, предусмотренные международным содружеством.

            Историческим примером политической ответственности может служить ответственность, которая была возложена на фашистскую Германию и милитаристскую Японию. Согласно Декларации о поражении Германии от 5 июня 1945 г. и Декларации Потсдамской конференции по Германии, союзные державы временно взяли на себя верховную власть над Германией, т. е. временно ограничили ее суверенитет с оговоркой, что указанная мера не является аннексией Германии. Применены были также меры по разоружению и демилитаризации Германии, уничтожению ее военного потенциала, ликвидации всех нацистских организаций, учреждений и законов, преследованию и наказанию немецких военных преступников. Был установлен контроль над всей
политической жизнью Германии с обеспечением условий для деятельности демократических партий и организаций.

            Общие основания процедуры применения международных санкций предусмотрены в Уставе ООН, в соответствии со статями 39, 41 и 42 которого санкции в связи с угрозой миру, нарушениями мира и актами агрессии применяются по решению Совета Безопасности ООН и включают принудительные действия невоенного и военного характера.

            Устав ООН предусматривает санкции и иного характера, осуществляемые по постановлению Совета Безопасности и Генеральной Ассамблеи ООН, такие как, например, приостановление прав и привилегий, принадлежащих государству как члену-организации, если против него принимаются меры превентивного или принудительного характера (ст. 5 Устава ООН), исключение государства из членов ООН за систематическое нарушение принципов Устава (ст. 6 Устава ООН) и др.

            За военные преступления, совершаемые лицами из состава их вооруженных сил, государства также несут ответственность. Такая ответственность предусмотрена в IV Гаагской конвенции о законах и обычаях сухопутной войны 1907 г., а также в соглашениях союзных держав антигитлеровской коалиции и Женевских конвенциях о защите жертв войны 1949 г.

            Отдельные постановления о санкциях встречаются и в уставах некоторых других международных организаций. Так, например, в ст. 24-34 устава Международной организации труда предусматриваются санкции за невыполнение конвенций по труду.

            Основными формами политической ответственности являются: сатисфакция, репрессалии (индивидуальные и коллективные), реторсия. Форма удовлетворения зависит от характера причиненного ущерба и конкретной политической ситуации.

            Сатисфакция это форма международно-правовой ответственности, выражающаяся в том, что государство-нарушитель предоставляет удовлетворение пострадавшему государству. Виды сатисфакции: выражение сожаления, публичное извинение, наказание виновных, оказание особых почестей пострадавшему государству и пр. Их выбор и применение зависит от причиненного вреда и конкретной политической ситуации.

            Репрессалии – это правомерные принудительные односторонние действия государства, направленные на восстановление своих прав, нарушенных другим государством, при помощи действий, допускаемые международным правом как контрмеры в случае правонарушения и иных чем угроза силой и применение силы действий. Важным условием их правомерности является обязанность намеревающегося обратиться к ним государства использовать мирную процедуру возмещения ущерба, причиненного ему правонарушением. Лишь отказ государства-правонарушителя от такой процедуры либо от выполнения решения, принятого вследствие применения этой процедуры, открывает правомерную возможность для обращения к репрессалии. Меры, используемые в качестве репрессалии, должны быть пропорциональны вызвавшему их правонарушению и прекращаются с момента восстановления положения, ему предшествовавшего. Они осуществляются в соответствии с международным правом, но поскольку являются контрмерами в отношении правонарушителя, постольку могут выходить за рамки международного права в тех пределах, кот определяются характером правонарушения.

            Реторсии – это правомерные принудительные действия государства, совершаемые в ответ на недружественный акт другого государства, поставившего в дискриминационные условия физических или юридических лиц первого государства, в случае недружественных ограничений экономических и культурных связей и т д. Меры, используемые в качестве реторсии, должны быть пропорциональны вызвавшему их акту и прекращаются с момента восстановления прежнего положения. Реторсия не предусматривает использования вооруженной силы.

Предыдущая