А.Н. Симонов
Международное право
Конспект лекций. Таганрог: ИУЭС ЮФУ, 2016.

Предыдущая

Лекция 7. Международные организации и конференции

3. Подготовка, созыв и порядок проведения международных конференций

            Подготовка, созыв и порядок проведения международных конференций имеют свои специфические черты и соблюдение их, в конечном итоге, важно для принятия действительного решения конференции.

            С предложением (инициативой) о созыве конференции может выступать какое-либо государство (государства) или международная организация. Иногда по инициативе государства или группы государств-участников конференция может принять решение о созыве другой конференции. Предложение о созыве международной конференции может содержаться и в документе совещания государств.

            Международной практике известны также случаи, когда к созыву международной конференции может привести деятельность национальных или международных неправительственных организаций.

            Определенную роль в выявлении заинтересованности государств в обсуждении и разрешении той или иной проблемы на международном форуме, а также в предварительном выяснении позиции государств могут сыграть международные совещания и семинары.

            Прежде чем созвать конференцию, государство (группа государств) должно заручиться согласием тех стран, без участия которых конференция не достигнет целей. Для этого могут проводится двусторонние консультации и переговоры, в том числе и на высшем уровне. И только после согласования со всеми заинтересованными государствами вопроса о целесообразности созыва международных конференций начинается практическая подготовка совещания.

            Когда конференции созываются под эгидой или в рамках международных организаций, результаты согласования мнений государств относительно их созыва фиксируются в резолюциях соответствующих организаций.

            Определяя круг и число участников конференции, а также уровень представительства на ней, государства должны исходить из существа, цели и характера конференции. При этом необходимо неукоснительно соблюдать как принцип участия в конференции всех заинтересованных государств, так и принцип преемственности, обязательный в силу международно-правового обычая.

            Если та или иная сторона международной конференции кем-либо из участников форума не признается, то этот факт не должен препятствовать ее приглашению. Неприглашение на конференцию непосредственно заинтересованной стороны не служит основанием для отказа ей в участии после начала работы конференции.

            В практике международного права на многие конференции, особенно на те, которые созываются ООН, приглашаются в качестве наблюдателей, не обладающих правом голоса, представители специализированных учреждений ООН и других заинтересованных межправительственных и неправительственных организаций, а также государств, не участвующих в конференции. Положение об этом, как правило, закрепляется в правилах процедуры конференции. Кроме того, на некоторые конференции в качестве наблюдателей приглашаются также представители национально-освободительных движений.

            Новая форма причастности к международным конференциям – это вклады, означающие доведение до сведения конференции точек зрения неучаствующих государств и международных организаций по различным вопросам повестки дня. По решению конференции вклады могут состоять в выступлениях соответствующих представителей либо в письменных сообщениях.

            В тех случаях, когда конференция созывается в рамках или под эгидой международной организации, время и, как правило, место ее созыва предварительно устанавливаются в соответствующих резолюциях организаций. Когда конференция созывается международной организацией, она обычно проводится либо в ее штаб-квартире, либо по приглашению какого-либо государства-члена на его территории. В случае созыва конференции по инициативе государства или группы государств вопрос о времени и месте ее созыва решается, как правило, на подготовительной встрече.

            Уровень представительства на конференциях определяется характером и важностью рассматриваемых проблем и может изменяться в ходе переговоров. На разных этапах проведения международной конференции могут участвовать соответствующие представители субъектов.

            Для обеспечения нормальной работы международных конференций ими принимаются соответствующие правила процедуры. Правила процедуры представляют собой юридический документ, который относится к так называемому внутреннему праву международных организаций и конференций, поскольку принимается от имени делегаций, участвующих в конференции. Они регламентируют все стороны деятельности конференции по достижению целей ее созыва и направлены на повышение эффективности ее работы. Они, с одной стороны, закрепляют уже сложившиеся международные процессуальные отношения, а с другой — служат их изменению или перестройке. Эти две функции взаимосвязаны и существуют параллельно. Когда государства договариваются между собой о том, чтобы создать новые процессуальные взаимоотношения в рамках конференции, они закрепляют эту договоренность в правилах процедуры.

            Правовые нормы, содержащиеся в правилах процедуры, регулируют в основном следующие вопросы порядка проведения международной конференции:

·            общую организацию конференции: состав делегации, полномочия представителей, порядок создания и деятельности рабочих органов (комитетов и комиссий), официальные языки, порядок проведения заседаний, ведение протоколов, обязанности секретаря и секретариата;

·            общие и специальные права председателя: открытие, приостановление и закрытие заседаний, а также руководство дискуссиями на них; поддержание порядка на заседаниях; вынесение постановлений но порядку ведения заседаний и осуществление руководства ходом заседаний; провозглашение и закрытие списков выступающих;

·            специальные права делегатов: право вносить предложения процедурного характера, право ответа другому делегату, право вносить предложения по порядку ведения заседания;

·            методы внесения предложений и принятия решений: порядок рассмотрения предложений и поправок к ним, право голоса и требуемое большинство при принятии решений, методы подсчета голосов и руководство голосованием, правила голосования.

            Механизм создания Правил процедуры конференции (их разработка, принятие решения относительно способа их утверждения и само утверждение) зависит от государств-участников той или иной конференции. После утверждения правила процедуры приобретают обязательный характер и государства-участники должны их соблюдать. В качестве примера можно привести Правила процедуры для созыва международных конференций государств, принятые Генеральной Ассамблеей ООН 3 декабря 1949 г.

Одним из важных аспектов применений правил процедуры созыва любой конференции является принятие решений по вопросам процедурного характера, которые, как правило, принимаются простым большинством присутствующих и участвующих в голосовании государств.

            В ходе работы конференции происходят два процесса согласования позиций государств: относительно норм, касающихся предмета, и норм, призванных регулировать порядок согласования позиций участников в отношении принимаемых норм.

            Нормы правил процедуры конференции и нормы, вырабатываемые во время ее работы по вопросам ее деятельности, могут различаться по юридической силе: процедурные нормы имеют обязательный характер, а правила, вырабатываемые по вопросам, связанным с предметом деятельности конференции, могут иметь (и нередко имеют) рекомендательный характер. Они могут приобрести обязательную силу лишь при дополнительном волеизъявлении сторон.

Предыдущая

Поиск

Реклама