А.Н. Симонов
Международное право
Конспект лекций. Таганрог: ИУЭС ЮФУ, 2016.

Предыдущая

Лекция 7. Международные организации и конференции

11. Содружество Независимых Государств как региональная международная организация: общая характеристика

            Данная международная региональная организация была создана рядом государств из числа бывших республик СССР на так называемом «постсоветском пространстве». Ее учредительными документами являются Соглашение о создании Содружества Независимых Государств 1991 г., подписанное в Минске Беларусью, Россией и Украиной, а также Протокол к соглашению, подписанный в 1991 г. в Алма-Ате 11 государствами (всеми бывшими республиками СССР, кроме трех Прибалтийских республик и Грузии), и Алма-Атинская декларация 1991 г. На заседании Совета глав государств СНГ в Минске 22 января 1993 г. был принят Устав Содружества. Его подписали Армения, Беларусь, Казахстан, Киргизия, Россия, Таджикистан и Узбекистан. Устав вступил в силу через год после его принятия.

            Согласно ст. 2 его устава, целями Содружества являются:

  1. осуществление сотрудничества в политической, экономической, экологической, гуманитарной, культурной и иных областях;
  2. создание общего экономического пространства;
  3. обеспечение прав и основных свобод человека в соответствии с общепризнанными принципами международного права и документами СБСЕ;
  4. сотрудничество между государствами-членами в обеспечении международного мира и безопасности и осуществлении разоружения;
  5. содействие гражданам государств-членов в свободном общении, контактах и передвижении в Содружестве;
  6. взаимная правовая помощь и сотрудничество в других сферах правовых отношений;
  7. мирное разрешение споров и конфликтов между государствами Содружества.

            Содружество должно проводить свою деятельность на основании общепризнанных принципов международного права (в Уставе СНГ перечислены все десять принципов хельсинкского Заключительного акта). Дополнительно в Уставе СНГ также сформулированы:

·            принцип верховенства международного права в межгосударственных отношениях;

·            принцип учета интересов друг друга и Содружества в целом;

·            принцип объединения усилий и оказания поддержки друг другу;

·            принцип духовного единения народов государств-членов на основе уважения их самобытности;

·            принцип тесного сотрудничества в сохранении культурных ценностей и культурного обмена.

            Содружество не является государством и не обладает наднациональными полномочиями. Это – объединение государств, основанное на началах суверенного равенства всех его членов, являющихся самостоятельными и равноправными субъектами международного права. В ст. 4 Устава СНГ признается наличие интересов Содружества в целом и определяются сферы совместной деятельности государств-членов, сформулированные с учетом Минского соглашения 1991 г. К ним, в частности, относятся:

1.  обеспечение прав и основных свобод человека;

2.  координация внешнеполитической деятельности;

3.  сотрудничество в формировании и развитии общего экономического пространства, общеевропейского и евразийского рынков;

4.  таможенная политика;

5.  сотрудничество в развитии систем транспорта и связи;

6.  охрана здоровья и окружающей среды;

7.  вопросы социальной и миграционной политики;

8.  борьба с организованной преступностью;

9.  сотрудничество в области оборонной политики и охраны внешних границ.

            Этот перечень может быть дополнен по взаимному согласию государств-членов.

            Наличие у Содружества общих целей, общих интересов и общих сфер деятельности при уважении суверенитета государств-членов позволяет говорить о нем как о международной межгосударственной организации, основанной на договоре, определяющем его правосубъектность и компетенцию.

            Содружество Независимых Государств как международная организация имеет свою специфику. Так, статья 10 Минского соглашения 1991 г. предусматривает за каждым участником право приостанавливать действие не только соглашения в целом, но и отдельных его статей. Статья 23 Устава СНГ дает возможность любому члену СНГ заявить о своей незаинтересованности в том или ином вопросе. Статья 43 оставляет за государствами-учредителями право при ратификации Устава делать оговорки и заявления по разделам III ««Коллективная безопасность и военно-политическое сотрудничество», IV «Предотвращение конфликтов и разрешение споров», VII «Межпарламентское сотрудничество» и статьи 28, 30-33, касающимся Координационно-консультативного комитета, Совета министров обороны и Главного командования ОВС, Совета командующих пограничными войсками, Экономического суда и Комиссии по правам человека.

            На основании Устава СНГ различаются государства-учредители и государства-члены Содружества. К первой категории отнесены те государства, которые подписали и ратифицировали Соглашение о создании СНГ 1991 г. и Протокол к нему 1991 г. к моменту принятия Устава СНГ (это Армения, Беларусь, Казахстан, Кыргызстан, Россия, Таджикистан, Туркменистан, Узбекистан, Украина). При этом подписали, но не ратифицировали Алма-Атинские соглашения Азербайджан и Молдова.

            Государствами-членами СНГ следует считать те государства, которые приняли на себя обязательства по Уставу СНГ в течение года после его утверждения. Украина и Туркменистан Устав СНГ не ратифицировали и являются государствами-участниками. Прием в СНГ открыт для всех государств, которые разделяют его цели и принципы и принимают на себя обязательства, содержащиеся в Уставе, путем присоединения к нему с согласия всех государств-членов. Предусматривается также возможность участия государств в отдельных видах деятельности Содружества на правах ассоциированных членов.

            Уставом СНГ предусмотрена достаточно сложная структура, которая выглядит следующим образом:

·            Совет глав государств – высший орган Содружества;

·            Совет глав правительств;

·            Совет министров иностранных дел;

·            Координационно-консультативный комитет;

·            Секретариат;

·            Экономический суд;

·            Комиссия по правам человека.

            Уставом СНГ предусмотрено также создание органов отраслевого сотрудничества.

            Из выше сказанного необходимо сделать несколько основных выводов:

1) Содружество Независимых Государств должно рассматриваться в качестве международной межправительственной организации, поскольку в него входят суверенные независимые государства, получившие практически универсальное международное признание;

            2) государства – участники СНГ признаны de jure большинством государств мира, все они являются полноправными членами ООН, входят в состав многих ее специализированных учреждений, а также в иные международные межправительственные организации;

            3) каждое государство – участник СНГ поддерживает дипломатические отношения с различными государствами мира;

            4) юридическую основу деятельности СНГ составляют международные договоры, подписанные и ратифицированные государствами-участниками с учетом требований конституций каждой из сторон и в соответствии с положениями Венской конвенции о праве международных договоров 1969 г.

Предыдущая

Поиск

Реклама