Поиск

Реклама



А.Н. Симонов
Международное право
Конспект лекций. Таганрог: ИУЭС ЮФУ, 2016.

Предыдущая

Лекция 6. Право международных договоров

4. Заключение международного договора

Положения Венской конвенции о праве международных договоров 1969 г., Венской конвенции о праве договоров между государствами и международными организациями или между международными организациями 1986 г., международная практика и национальное законодательство (например, Федеральный закон от 15 июня 1995 г. «О международных договорах Российской Федерации»), под заключением международного договора подразумевают процесс, охватывающий все действия субъектов международного права по поводу заключения договора, начиная от переговоров и заканчивая вступлением договора в силу.

Указанные Венские конвенции о праве договоров определили три стадии заключения договоров (ст. 9-11):

-  принятие текста (текст принимается по согласию всех участвующих в его составлении, а для многостороннего договора – большинством в две трети участников конференции; принятие текста не налагает на участников юридических обязательств);

-  установление аутентичности текста, которое осуществляется путем подписания, подписания «ad referendum» или парафирования текста договора, или заключительного акта конференции, содержащего этот текст;

-  согласие на обязательность договора, которое может быть выражено подписанием, ратификацией, принятием, утверждением или присоединением в зависимости от порядка, предусмотренного в самом договоре.

Практика международных отношений конкретизирует стадии заключения международного договора. В частности, принято:

-  выдвижение договорной инициативы (т.е. конкретные действия одного субъекта международного права или группы таких субъектов по предложению определенного международного договора для предполагаемой в будущем стороны договора с одновременным представлением проекта текста такого договора);

-  вступление в переговоры и их ведение (принятие сторонами договора решения о проведении переговоров по заключению международных договоров, основанную на национальном законодательстве или внутриорганизационных нормативных документах; определение для конкретной стадии заключения международных договоров круга лиц, представляющих в переговорном процессе субъект международного права и, в необходимых случаях, предоставление полномочий на ведение переговоров и на подписание международных договоров);

-  составление (подготовка) и принятие текста договора (встречные действия субъектов договорного процесса по подготовке текста международного договора, осуществляемые посредством дипломатических переговоров, либо обсуждения на международных конференциях, либо рассмотрения в международных организациях; принятие текста международного договора это окончание переговоров между субъектами международного права по подготовке данного текста);

-  установление аутентичности текста договора, т. е. его подлинности и достоверности;

-  выражение согласия на обязательность договора (действия договаривающегося субъекта международного права по выражению согласия на обязательность международного договора для него – в международной практике выделяются следующие способы выражения такого согласия: подписание договора, обмен документами, образующими договор, ратификация договора, его принятие, утверждение, присоединение к нему или любой другой способ, о котором условились стороны).

При выработке и подписании договоров стороны в международных договорах представляют специально на то уполномоченные лица. Например, ст. 7 Венской конвенции о праве международных договоров 1969 г. предусмотрено, что главы государств, главы правительств и министры иностранных дел не нуждаются в полномочиях и могут совершать все действия, относящиеся к заключению договора. Главы дипломатических представительств и представительств государств в международных организациях, делегаций на международных конференциях также не нуждаются в полномочиях, однако они могут совершать действия лишь в целях принятия текста договора. Выдача полномочий осуществляется в соответствии с внутренним правом, которым определяется, какие государственные органы обладают таким правом.

В ст. 12 Федерального закона «О международных договорах Российской Федерации» определен круг лиц, которым предоставлено право от имени Российской Федерации на ведение переговоров и подписание международных договоров Российской Федерации без необходимости предъявления полномочий - это Президент Российской Федерации, Председатель Правительства РоссийскойФедерации и министр иностранных дел Российской Федерации; федеральный министр и руководитель иного федерального органа исполнительной власти в пределах своей компетенции; глава российского дипломатического представительства или глава представительства Российской Федерации при международной организации.

Существуют три вида подписания договора: два предварительных (парафирование и подписание «ad referendum”) и один – полное (или окончательное) подписание.

Каждый участник договора вправе представить возражения или сделанные им самим оговорки. Под оговоркой к международному договору понимают одностороннее официальное заявление одной из сторон многостороннего международного договора относительно намерения исключить или изменить юридическое действие определенных положений договора в их применении к данной стороне. Оговорка к международному договору может заявляться при выражении согласия сторон на обязательность для них договора, в частности, при подписании международного договора, утверждении международного договора, ратификации и т.д. Оговорка фиксируется письменно при подписании или включается в документ либо ратификационную грамоту, о чем депозитарий договора обязан в силу своих функций уведомить другие стороны договора.

Под депозитарием в международном праве понимается хранитель подлинного текста многостороннего международного договора и всех относящихся к нему документов. Депозитарий определяется участвующими в переговорах государствами. Обычно им назначается государство, на территории которого состоялась международная конференция, принявшая данный договор, или компетентный орган международной организации, если договор был принят в рамках этой организации. Депозитарием могут быть одно или несколько государств, международная организация или главное исполнительное должностное лицо такой организации. Так, Генеральный секретарь ООН осуществляет функции депозитария ряда многосторонних договоров, заключенных в рамках ООН. В интересах участия наибольшего числа государств в международных договорах универсального характера в них могут назначать несколько депозитариев. Основные функции депозитария:

-  хранение подлинного текста договора и переданных депозитарию полномочий;

-  подготовка заверенных копий с подлинного текста и передача их государствам, которые имеют право стать участниками договора;

-  получение подписей под договором, получение и хранение документов, уведомлений и сообщений, относящихся к нему;

-  изучение вопроса о том, находятся ли относящиеся к договору подписи, документы, уведомления или сообщения в полном порядке и имеют ли надлежащую форму, и, в случае необходимости, доведение этого вопроса до сведения соответствующего государства;

-  информирование участников и государств, имеющих право стать участниками договора, о документах, уведомлениях и сообщениях, относящихся к договору;

-  информирование государств, имеющих право стать участниками договора, о том, когда число подписей, ратификационных грамот или документов о принятии, утверждении или присоединении, необходимое для вступления договора в силу, было получено или депонировано;

-  регистрация договора в Секретариате ООН или другой международной организации.

Статьей 102 Устава ООН предусмотрено, что государства-члены обязаны регистрировать свои договоры в Секретариате ООН. Если договор не зарегистрирован, то государства не могут ссылаться на него ни в одном из органов ООН. Секретариат ООН при первой возможности публикует зарегистрированные договоры в специальной серии сборников. Таким образом, международное право установило принцип недействительности сепаратных (скрытых, тайных) договоров.

Статьей 30 Федерального закона «О международных договорах Российской Федерации» установлено, что вступившие в силу для России международные договоры, решения о согласии на обязательность которых были приняты в форме федеральных законов, подлежат официальному опубликованию в Собрании законодательства Российской Федерации. Публикуются они также в Бюллетене международных договоров, являющемся официальным изданием. Договоры межведомственного характера публикуются по решению федеральных органов исполнительной власти в официальных изданиях соответствующих органов.   

Предыдущая