Поиск

Реклама

Администратор сайта



А.Н. Симонов
Международное право
Конспект лекций. Таганрог: ИУЭС ЮФУ, 2016.

Предыдущая

Лекция 2. Субъекты международного права

4. Производные (вторичные) субъекты международного права

            Таковыми являются государствоподобные образования и международные организации.

Государствоподобные образования как субъекты международного права.

К таковым, в первую очередь, относятся так называемые «вольные города». Причем в международной практике данный термин применяется не только к городам, но и к определенным районам.

             Многосторонние и двусторонние международные договоры время от времени предусматривали в порядке политического урегулирования создание политических образований, таких как, например, Вольный город Данциг и др., которые, обладая известной автономией, определенной территорией и населением, а также некоторой правоспособностью в международном плане, вполне походят на государства. В политическом отношении такие образования не являются суверенными государствами в обычном смысле, но в правовом отношении это отличие не очень значительно. Договорное происхождение такого образования и наличие определенной формы защиты со стороны  международной организации – Лиги Наций в случае, когда дело, в частности, касалось Данцига, – не столь важно,  если  в  результате данное образование обладает автономией и комплексом важных юридических прав (например, правом заключать международные договоры, поддерживать порядок и осуществлять юрисдикцию на своей территории, а также иметь свои собственные законы о гражданстве). Практика Постоянной палаты международного правосудия признавала, что Данциг обладал международной правосубъектностью, за исключением тех ограничений, которые вытекали из договорных обязательств, предусматривавших особые отношения с Лигой Наций и с Польшей. Эти особые отношения Данцига основывались на ст. 100-108 Версальского договора. На Лигу Наций были возложены наблюдательные функции, а Польше предоставлялся контроль над внешними сношениями Данцига. В результате получалось нечто очень похожее на протекторат, за правовым статусом и конституцией которого осуществлялось внешнее наблюдение.

            И таковых примеров в мировой истории уже несколько. Так, в частности, Мирный договор с Италией 1947 г. предусматривал создание так называемой «Свободной территории Триест» – режим, который в целом был аналогичен режиму Вольного города Данциг, однако с тем отличием, что эта территория была поставлена под прямой контроль Совета Безопасности ООН.

            Определенную специфику имеет и вопрос о международной правосубъектности Ватикана и Мальтийского ордена.

            Ватикан (Святейший престол), по крайне мере внешне, обладает почти всеми атрибутами государства: небольшой территорией, органами власти и пр. Население Ватикана представлено соответствующими должностными лицами, занимающиеся делами католической церкви. В то же время, Ватикан – это не государство в социальном смысле – как механизм управления определенным обществом, им порожденный и его представляющий. Его принято рассматривать как административный центр католической церкви. Особенность статуса Святейшего престола заключается в том, что он имеет дипломатические отношения с рядом государств, которые официально признают его субъектом международного права. Такое признание практически означает констатацию политической роли католической церкви.

            В 1889 г. Мальтийский орден также был признан международным сообществом в качестве суверенного образования. Местопребывание ордена – Рим. Официальная цель Мальтийского ордена – благотворительность. Он имеет дипломатические отношения со многими государствами. При этом ни своей территории, ни населения у ордена нет, поэтому в международно-правовой доктрине его суверенитет и международная правосубъектность понимаются как определенного рода правовая фикция.

            Международные организации как субъекты международного права.

В качестве субъекта международного права в это понятие в международно-правовой доктрине включают как классические межправительственные организации (ООН, ОАЕ и др.), состоящие из создавших их государств, так и межгосударственные механизмы и органы, члены которых действуют в личном качестве (международные арбитражи, комитеты, группы экспертов и т. п.). Временным субъектом международного права признают также межправительственную конференцию.

            Международная правосубъектность рассматриваемых субъектов международного права определяется учреждающим эти организации актом – уставом или соглашением (в широком понимании – договором). Таким образом, объем прав и полномочий международных организаций определяется государствами-учредителями. Договор наделяет субъекта определенной международной правоспособностью, то есть правом выступать в международных отношениях от собственного имени: заключать международные договоры с государствами и межправительственными организациями, принимать решения от собственного имени (например, собственные правила, процедуры, резолюции конференции, решения международного арбитража). Решения органов международных организаций, принимаемые ими от своего имени, следует рассматривать как проявление международной правосубъектности организации в целом.

Предыдущая