Поиск

Реклама



А.Н. Симонов
Международное право
Конспект лекций. Таганрог: ИУЭС ЮФУ, 2016.

Предыдущая

Лекция 14. Международное воздушное право

2. Основные отраслевые принципы международного воздушного права

К таковым принципам относятся: принцип исключительного и полного суверенитета государств над их воздушным пространством, принцип свободы полетов в открытом воздушном пространстве и принцип обеспечения безопасности международной гражданской авиации.

Принцип исключительного и полного суверенитета государств над их воздушным пространством. Настоящий принцип получил закрепление как в международных соглашениях (например, в ст. 1 Чикагской конвенции 1944 г.), так и в законодательстве различных стран, в частности в Воздушном кодексе Российской Федерации 1997г. В соответствии с данным принципом государства самостоятельно устанавливают правовой режим использования своего воздушного пространства.

            Воздушное пространство государства может использоваться для полетов иностранных летательных аппаратов только в соответствии с разрешительным порядком (разрешение в форме договора о воздушных сообщениях или разовое разрешение на полет, выдаваемое компетентным государственным органом). Например, недопустимы полеты в приграничной полосе с прохождением сверхзвукового барьера, если последствия звукового удара (лавины, акустические воздействия на строения, памятники архитектуры и т. п.) носят вредоносный характер на территории соседнего государства. В соответствии с принципом суверенитета над своим воздушным пространством государства обычно устанавливают маршруты или трассы полетов и, если необходимо, запретные зоны для полетов, а также определяют правила радиосвязи и обеспечения безопасности полетов.

            Каждое воздушное судно во время полета и пребывания в пределах территории какого-либо другого государства обязано строго соблюдать действующие в этом государстве законы и правила, касающиеся воздушных сообщений. Иностранное воздушное судно, осуществляющее международные воздушные сообщения, во время своего пребывания в пределах территории какого-либо государства подчиняется его юрисдикции. А в отношении транзитного пролета через международные проливы, перекрываемые территориальными водами, при архипелажном пролете и в случае наличия специальных соглашений по проливам (например, по Черноморским) также действуют специальные правила.

            Принцип свободы полетов в открытом воздушном пространстве. К открытому, или международному воздушному пространству, относится воздушное пространство за пределами территориальных вод прибрежных государств. Все воздушные суда во время своего пребывания в международном воздушном пространстве подчиняются юрисдикции только государства своей регистрации. Однако согласно Чикагской конвенции 1944 г. правила полетов, которые устанавливаются ИКАО в соответствии с данной Конвенцией, действуют над открытым морем без каких-либо исключений. Все государства должны придерживаться этих правил и принимать меры к тому, чтобы они строго соблюдались их воздушными судами во время полетов над открытым морем.

            В интересах безопасности полетов, обеспечение которой в международном воздушном пространстве значительно сложнее, чем в суверенном воздушном пространстве, сложилась устойчивая обычно-правовая практика выполнения международных полетов над открытым морем по согласованным на международной основе маршрутам обслуживания воздушного движения (ОВД), основные из которых устанавливаются и пересматриваются на региональных аэронавигационных совещаниях, созываемых в рамках ИКАО. Однако же имеет место и большое количество полетов за пределами маршрутов ОВД. В таком случае конкретный маршрут указывается в плане полета, который сообщается органу, обслуживающему конкретный район воздушного пространства.

            Система правил полетов, действующих в открытом воздушном пространстве, складывается на основе обобщенных, основных правил, содержащихся в Приложении 2 к Чикагской конвенции, а также в «Процедурах аэронавигационного обслуживания – Правилах полетов и обслуживания воздушного движения» и «Дополнительных региональных процедурах».

            Чикагская конвенция 1944 г. и регламенты, содержащиеся в приложениях к ней и других документах ИКАО, не распространяются на государственные летательные аппараты. В большинстве случаев согласование и соблюдение правил полетов ИКАО государственными воздушными судами стали обычно-правовой практикой.

            Принцип обеспечения безопасности международной гражданской авиации. В соответствии с этим принципом государства обязаны принимать меры по обеспечению технической надежности авиационной техники, аэропортов, вспомогательных служб и воздушных трасс, а также вести борьбу с актами незаконного вмешательства в деятельность гражданской авиации.

            С этой целью государства в рамках ИКАО периодически (по мере необходимости) разрабатывают международные регламенты (правила, стандарты, рекомендации и пр.), которые касаются:

-  годности воздушных судов к полетам и квалификации летного и технического персонала;

-  регистрации воздушных судов и бортовой документации;

-  систем связи и аэронавигационных карт;

-  характеристик аэропортов и посадочных площадок;

-  правил полетов и практики управления воздушным движением;

-  всех других вопросов, касающихся безопасности и эффективности аэронавигации.

            В связи со случаями захвата и угона гражданских воздушных судов, которые угрожают безопасности воздушных сообщений, в ИКАО было разработано специальное Приложение 17 к Чикагской конвенции «Безопасность. Защита гражданской авиации от актов незаконного вмешательства», в котором указывается, что первостепенное значение имеет безопасность пассажиров, экипажа, наземного персонала и общества в целом. Кроме того, в семидесятых годах ХХ в. по инициативе и под эгидой ИКАО были разработаны и три универсальные международные конвенции, направленные на организацию и развитие сотрудничества государств по борьбе с незаконным вмешательством в деятельность гражданской авиации: Токийская конвенция о правонарушениях и некоторых других актах на борту воздушного судна 1963 г., Гаагская конвенция о борьбе с незаконным захватом воздушных судов 1970 г. и Монреальская конвенция о борьбе с незаконными актами, направленными против безопасности гражданской авиации, 1971 г.

Предыдущая