Поиск

Реклама

Администратор сайта



А.Н. Симонов
Международное право
Конспект лекций. Таганрог: ИУЭС ЮФУ, 2016.

Предыдущая

Лекция 14. Международное воздушное право

1. Понятие международного воздушного права

            В международно-правовой доктрине под международным воздушным правом принято понимать сравнительно молодую отрасль международного права, представляющую собой совокупность специальных принципов, норм и институтов, регулирующих отношения между субъектами международного права в связи с использованием воздушного пространства и определяющих его правовой режим.

            В мировой практике признается, что международное воздушное право регулирует аэронавигационные аспекты использования воздушного пространства гражданской авиации и не распространяется на природоохранительные отношения, использование военной авиации, солнечной энергии, воздействие на атмосферные процессы, космическую деятельность (в части, затрагивающей использование воздушного пространства) и т. п.

            Однако на региональном уровне предпринимаются попытки по регулированию всей аэронавигации. В некоторых странах даже вводятся единые системы управления движением в воздушном пространстве двух и более государств как гражданских, так и военных летательных аппаратов. Кроме того, Конвенция ООН по морскому праву 1982 г. содержит нормы, в соответствии с которыми государственные летательные аппараты должны обычно соблюдать правила полетов Международной организации гражданской авиации (ИКАО) при транзитном пролете через проливы и при архипелажном пролете.

            В целях обеспечения безопасности полетов сложилась устойчивая практика уведомления об испытаниях ракет-носителей в Мировом океане в пределах объявляемых зон морского и воздушного пространств, а также уведомлений о запуске ракет с бортов научно-исследовательских судов. Некоторыми странами заключены соглашения о предотвращении инцидентов на море за пределами территориальных вод и в воздушном пространстве над ним.

            В связи с тем, что в мирных целях и целях безопасности все чаще для контроля за некоторыми воздушными пространствами привлекается военная авиация, международным сообществом принят ряд соответствующих документов по этому поводу. Так, Документ Стокгольмской конференции по мерам доверия 1986 г., проходившей в рамках Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе, предусматривает комплекс мер «воздушного доверия» в военной области, в том числе и проведение воздушного контроля (инспекции). В 1992 г. был подписан Договор по открытому небу, регламентирующий проведение таких инспекций. Воздушный контроль с помощью военных воздушных судов допускается Договором об Антарктике 1959 г.

            Международное воздушное право регламентируется большим числом международных документов. К основному источнику международного воздушного права в международно-правовой доктрине относят Конвенцию о международной гражданской авиации 1944 г. Настоящая конвенция устанавливает общие принципы межгосударственного сотрудничества в области международных полетов, регулирования деятельности воздушного транспорта и обеспечения его безопасности, а также включает уставные положения Международной организации гражданской авиации.

            К универсальным нормативным документам, регламентирующим вопросы международного воздушного права, также относятся:

  1. Варшавская конвенция 1929 г. об унификации некоторых правил, касающихся международных воздушных перевозок, а также принятые в дополнение к ней Гаагский протокол 1955 г., Гвадалахарская конвенция 1961 г., Гватемальский протокол 1971 г. и четыре Монреальских протокола 1975 г.;
  2. Римская конвенция 1952 г. о возмещении вреда,  причиненного иностранным воздушным судном третьим лицам на поверхности, а также принятый в дополнение к ней Монреальский протокол 1978 г.;
  3. Токийская конвенция 1963 г. о правонарушениях и некоторых других актах на борту воздушного судна;
  4. Гаагская конвенция 1970 г. о борьбе с незаконным захватом воздушных судов;
  5. Монреальская конвенция 1971 г. о борьбе с незаконными актами, направленными против безопасности гражданской авиации и принятый в дополнение к ней Монреальский протокол 1988 г. о борьбе с незаконными актами насилия в аэропортах, обслуживающих международные полеты;
  6. Женевская конвенция 1948 г. о признании прав на воздушное судно;
  7. Соглашение о транзите 1944 г.;
  8. Соглашение о международном воздушном транспорте 1944 г.

            Большую роль в международном воздушном праве играют принимаемые или одобряемые Советом ИКАО стандарты, рекомендуемая практика, процедуры и прочие подобные документы, которые известны под общим названием «международные авиационные регламенты».

Предыдущая