Поиск

Реклама

Администратор сайта



А.Н. Симонов
Международное право
Конспект лекций. Таганрог: ИУЭС ЮФУ, 2016.

Предыдущая

Лекция 13. Международное морское право

4. Правовой режим внутренних вод

Согласно международно-правовым источникам в состав территории каждого государства, имеющего морское побережье, входят внутренние воды. Международные соглашения и национальные законы стран относят к ним воды, «находящиеся между берегом государства и прямыми исходными линиями, принятыми для отсчета ширины территориального моря».

Для прибрежного государства внутренними водами считаются:

а) акватории портов, ограниченные линией, проходящей через наиболее удаленные в сторону моря точки гидротехнических и других сооружений портов;

б) море, полностью окруженное сушей одного и того же государства, а также море, все побережье которого и оба берега естественного входа в него принадлежат одному и тому же государству;

в) морские бухты, губы, лиманы и заливы, берега которых принадлежат одному и тому же государству и ширина входа в которые не превышает 24 морских миль. Имеется исключение - когда ширина входа в залив (бухту, губу, лиман) больше 24 морских миль, для отсчета внутренних морских вод внутри залива (бухты, губы, лимана) проводится от берега к берегу прямая исходная линия в 24 морских миль таким образом, чтобы этой линией было ограничено возможно большее водное пространство.

Другим исключением является правило применяемое к «историческим заливам»: независимо от ширины входа в них, считаются внутренними водами прибрежного государства в силу исторической традиции.

В международно-правовых документах закреплено, что правовой режим внутренних вод устанавливается прибрежным государством по его усмотрению, то есть внутренние морские воды находятся под исключительным суверенитетом прибрежного государства (в Российской Федерации, в частности, действует Федеральный закон 1998 г. «О внутренних морских водах, территориальном море и прилежащей зоне Российской Федерации»). Исключение составляют случаи вынужденного захода судов ввиду стихийного бедствия, а также воды открытых портов.

В международной практике прибрежные государства часто в интересах развития международных отношений открывают многие из своих торговых портов для свободного захода иностранных судов. Обычно для этого государства заключают между собой договоры, которые регламентируют рядок захода и правовой режим пребывания в портах торговых судов договаривающихся государств. В Российской Федерации, например, такой порядок определен «Общими правилами плавания и стоянки судов в морских портах Российской Федерации и на подходах к ним» 1993 г.

В силу международного обычая и практики государств, во внутренних водах на иностранных судах внутренний распорядок (в частности, отношения между капитаном и экипажем судна) регулируется законами и правилами страны, флаг которой несет судно.

Предыдущая