Поиск

Реклама

Администратор сайта



А.Н. Симонов
Международное право
Конспект лекций. Таганрог: ИУЭС ЮФУ, 2016.

Предыдущая

Лекция 12. Международное экономическое право

2. Источники международного экономического права

Сторонники одной из концепций происхождения международного экономического права утверждают, что международное экономическое право представляет собой конгломерат частного права (включая lex mercatoria и транснациональное коммерческое право), внутригосударственного права (включая конфликтные нормы) и публичного международного права (включая наднациональное интеграционное право ЕЭС) с многообразием многосторонних и двусторонних договоров, «вторичного права», создаваемого международными организациями, джентльменских соглашений, распоряжений центральных банков, деклараций принципов, резолюций, рекомендаций, обычного права, общих принципов права, парламентских актов, декретов правительства, судебных решений, контрактов и коммерческих обычаев. Данное высказывание указывает на необходимость комплексного подхода в понимании источников международного экономического права.

Основными источниками международного экономического права, как и любой другой отрасли международного права, являются международный договор и международный обычай. Значение международного договора и обычая как источников международного экономического права оценивается различными авторами по-разному.

Роль международно-правового обычая в регулировании различных видов и сфер международных экономических отношений далеко не одинакова, что само по себе может порождать различные оценочные мнения. В целом же его роль как источника международного экономического права весьма значительна. Международно-правовые обычаи складываются на основе практики государств, в том числе их практики в рамках международных организаций, а также их двусторонней договорной практики, что особенно перспективно для международного экономического права. Например, право прохода торговых караванов нейтрального государства через территорию, на которой ведутся военные действия, признавалось вначале как обычай, и лишь спустя значительное время было закреплено в международных договорах.

Некоторые нормы международного экономического права для одних государств являются обычными, а для других – договорными. Например, в общем международном праве утвердилась норма о недопустимости экономической дискриминации государств, основанной на различиях в их социально-экономических системах.

Развитие международных экономических отношений и подчинение их все в большей мере государственному регулированию привело к быстрому увеличению числа разнообразных по содержанию договоров. Международные договоры в современном международном экономическом праве играют ведущую роль среди его источников.

Международные договоры, регулирующие рассматриваемую область международных отношений, условно можно разделить на следующие группы:

1) политические договоры, содержащие постановления по экономическим вопросам, договоры о дружбе, сотрудничестве и взаимной помощи, заключенные между некоторыми государствами, конвенции по унификации права международной торговли, договоры о создании различного рода экономических союзов регионального характера, направленных на создание на базе территории нескольких государств общего экономического пространства, создание равных возможностей и гарантий для всех хозяйствующих субъектов этих государств, совместное осуществление экономических проектов, представляющих общий интерес, а также решение совместными усилиями экологических проблем и ликвидация последствий стихийных бедствий и катастроф, договоры о принципах сотрудничества, основах взаимоотношений и другие международные политические договоры, содержащие принципиальные положения по вопросам экономических отношений;

2) экономические договоры (таковых большинство – это, например, соглашения (договора) по сырьевым товарам, по защите интеллектуальной собственности, по транспорту и связи и др.);

3) уставы и другие учредительные акты межгосударственных организаций.

Международных договоров, регулирующих двусторонние экономические отношения, имеется бесконечное множество, подсчитать которое точно вряд ли представляется возможным. Однако в международно-правовой доктрине их классифицируют на две основные группы: договора общего (рамочного или политического характера) и специальные договора.

К первой группе относятся такие, как, например, договоры о дружбе, сотрудничестве и взаимной помощи, в которых наряду с основными политическими обязательствами сторон государства закрепляют также и свои обязательства по расширению экономического сотрудничества, по содействию заключению коммерческих сделок и т. п.

К специальным международным экономическим договорам относятся:

-  всевозможные торговые договоры (могут именоваться также договорами о торговле и мореплавании или иным аналогичным образом);

-  различного рода долгосрочные соглашения о торгово-экономическом сотрудничестве, определяющие конкретные области и формы сотрудничества, например, строительство и реконструкция промышленных объектов, производство и поставки оборудования и иных товаров, покупка и продажа патентов и лицензий, совместное предпринимательство и т. п.;

-  договоры о производственном сотрудничестве, включая специализацию и кооперирование производства, а также кооперационные поставки;

-  соглашения об оказании технического содействия в строительстве промышленных объектов, включая условия о взаимных поставках товаров, о содействии в проектировании, монтаже, наладке и пуске в эксплуатацию соответствующих объектов;

-  соглашения о международных валютных расчетах и кредитах (иногда они также именуются как соглашения либо о товарообороте, либо о товарообороте и платежах);

-  клиринговые соглашения;

-  кредитные соглашения (могут существовать как в чистом виде, т. е. предоставление одним государством другому займа в денежной или товарной форме, так и в смешанном виде, но с обязательством о погашении займа);

-  соглашения о товарообороте (о взаимных поставках товаров).

Перечисленные выше виды двусторонних соглашений не исчерпывают всех их возможных разновидностей.

Особенностью международного экономического права является наличие большого числа различных норм, принятых и оформленных решениями международных организаций и конференций, эти нормы могут обладать и рекомендательной, и обязательной юридической силой. Среди них выделяют:

а) решения (рекомендации, постановления) международных организаций по вопросам экономического сотрудничества, принимаемые органами ООН (Генассамблея, ЭКОСОС, ЮНКТАД и др.), а также специализированными учреждениями ООН (ЮНИДО, ВОИС и др.) и организациями партикулярного характера (Европейский Союз, СНГ и др.);

б) решения межгосударственных экономических конференций, оформленные в виде заключительных актов конференций (рассматриваются в теории как особая разновидность многосторонних договоров).

Предыдущая