Поиск

Реклама

Администратор сайта



А.Н. Симонов
Международное право
Конспект лекций. Таганрог: ИУЭС ЮФУ, 2016.

Предыдущая

Лекция 11. Права человека и международное право

4. Беженцы и вынужденные переселенцы в международном праве

Согласно ст. 1 Женевской Конвенции о статусе беженцев ООН 1951 года, беженец - это лицо, находящееся вне страны гражданской принадлежности в силу вполне обоснованных опасений стать жертвой преследований по признаку расы, вероисповедания, гражданства, принадлежности к определенной социальной группе или политических убеждений и которое не может или не желает пользоваться защитой этой страны или вернуться в нее вследствие опасений стать жертвой преследований; или, не имея определенного гражданства и находясь вне страны своего прежнего обычного местожительства в результате подобных событий, не может или не желает вернуться в нее вследствие таких опасений.

По Федеральному закону от 19.02.2012 № 4528-1 «О беженцах» «беженец - это лицо, которое не является гражданином Российской Федерации и которое в силу вполне обоснованных опасений стать жертвой преследований по признаку расы, вероисповедания, гражданства, национальности, принадлежности к определённой социальной группе или политических убеждений находится вне страны своей гражданской принадлежности и не может пользоваться защитой этой страны или не желает пользоваться такой защитой вследствие таких опасений; или, не имея определённого гражданства и находясь вне страны своего прежнего обычного местожительства в результате подобных событий, не может или не желает вернуться в неё вследствие таких опасений».

Практика предоставления убежища лицам, спасающимся бегством от преследования в других странах, является одним из самых ранних достижений цивилизации. Первые упоминания об этом встречаются в текстах, составленных 3,5 тысячи лет назад в период расцвета великих империй на Ближнем Востоке (хетты, вавилоняне, ассирийцы и древние египтяне).

В Средние века в Европе практически повсеместно признавалось право убежища в церквях. Однако оно распространялось только на уголовных преступников или тех лиц, которые подозревались в совершении преступлений.

Впоследствии появилось понятие политического убежища, которым пользовались диссиденты и революционеры.

После развала Оттоманской империи и разгрома Русской Белой Армии Красной Армией, Западную Европу заполонили беженцы из Турции и России. В 1922 году Лига Наций принимает первое Соглашение (Соглашение о выдаче удостоверений личности русским беженцам (5 июля 1922), Соглашение о выдаче удостоверений личности русским и армянским беженцам (12 мая 1926), Соглашение о правовом статусе русских и армянских беженцев (30 июня 1928), Соглашение о распространении мер, принятых в отношении русских и армянских беженцев, на другие категории беженцев (30 июня 1928)) о статусе русских и армянских беженцев. Впервые определены права беженцев, они получали проездные документы особого образца (нансеновский паспорт, по имени полярного исследователя и первого верховного комиссара Лиги Наций по делам беженцев Фритьофа Нансена). Впоследствии действие соглашений было распространено на всех беженцев из Турции и нацистской Германии (Предварительное Соглашение о статусе беженцев из Германии (4 июля 1936)).

В 1921 году назначен первый Верховный Комиссар Лиги Наций по делам русских и армянских беженцев, Фритьофа Нансена. В 1928 году для решения проблем беженцев, о которых шла речь в Соглашении от 30 июня 1928 года, был продлен мандат Верховного Комиссара по делам беженцев. 30 сентября 1930 года Лига Наций создала Международную Организацию по Делам беженцев (Офис Нансена), которая продолжила работу Верховного Комиссара по делам русских и армянских беженцев и взяла на себя гуманитарную работу для беженцев, выполнявшуюся в 1924-1929 года Международной Организацией Труда.

С 1 июля 1947 года начала свою работу Международная Организация по Делам Беженцев (IRO) ООН. Международная Организация по Делам Беженцев продолжила деятельность Администрации ООН по оказанию помощи беженцам и перемещенным лицам, остававшимся в лагерях, и занималась их размещением и медицинским обслуживанием.

В 1951 году Международная Организация по Делам Беженцев была преобразована в Управление Верховного комиссара ООН по делам беженцев. Само Управление Верховного комиссара ООН по делам беженцев (УВКБ ООН) было учреждено в качестве вспомогательного органа Генеральной Ассамблеи ООН. В его функции входят обеспечение международной защиты беженцев и поиск окончательного или долгосрочного решения их проблем посредством добровольной репатриации или ассимиляции в других государствах.

В 1958 году Экономическим и Социальным Советом (ЭКОСОС) был создан Исполнительный комитет фонда помощи беженцам ООН (Россия является одним из пятидесяти членов). В функции ЭКОСОС входит надзор за осуществлением программ помощи, которые финансировал фонд.

Помощью беженцам и вынужденным переселенцам в вооружённых конфликтах также занимаются Международная организация по миграции (МОМ), Международная организация труда (МОТ), Международный Комитет Красного Креста и другие правительственные и не правительственные организации.

Современный институт беженцев содержит две категории:

- «мандатные» беженцы – это категория беженцев, входящая в компетенцию УВКБ ООН и рассматриваемая в качестве беженцев в соответствии с Уставом этой организации;

- «конвенционные» беженцы пользуются правами и льготами, предоставляемыми государством убежища в соответствии с Конвенцией 1951 года и Протоколом 1967 года.

Конвенция о статусе беженцев 1951 года (вступила в силу 22 апреля 1954 г.) - международный договор, разработанный одновременно с созданием УВКБ ООН. Это основное универсальное соглашение между государствами по проблеме беженцев. Конвенция определяет правовой статус беженца, решает вопросы социального и медицинского обеспечения и ряд других. Конвенцией закреплен принцип невысылки, в соответствии с которым любое лицо, ищущее убежище, не может быть насильно возвращено в государство, где может подвергнуться преследованиям. Одним из основных положений в Конвенции 1951 года является то, что государства-участники будут «по возможности облегчать ассимиляцию и натурализацию беженцев». В развитие этого положения Законом Российской Федерации «О гражданстве Российской Федерации» 1991 года предусмотрено, что обычным условием приема в гражданство является ценз оседлости в пять лет всего или три года перед обращением с ходатайством, а для беженцев существуют льготы - эти фоки сокращены вдвое (ст. 19).

В 1967 году вступил в силу Протокол, касающийся статуса беженцев и отменявший ограничение действия Конвенция о статусе беженцев 1951 года во времени и пространстве. Конвенция стала носить универсальный характер. Россия присоединилась к Конвенции и Протоколу 2 февраля 1993 года.

После присоединения к Конвенции 1951 г. в России в 1993 г. были приняты Федеральные законы Российской Федерации от 19 февраля 1993 года «О беженцах» и «О вынужденных переселенцах». Беженцам предоставлен национальный режим. Кроме того, на них распространяются льготы, установленные для вынужденных переселенцев, им оказывается содействие в приобретении гражданства Российской Федерации. В Законе «О беженцах» подчеркивается, что он издан в соответствии с общепризнанными нормами международного права; в случае расхождения международного договора и Закона применяются правила договора, за исключением тех случаев, когда это может привести к ограничению прав беженцев по закону.

Также можно отметить, что существуют иные международные договоры по проблеме беженцев регионального характера (например, Конвенция по конкретным аспектам проблем беженцев в Африке 1969 года, Соглашение СНГ о помощи беженцам и вынужденным переселенцам 1993 года, Соглашение об учреждении Бюро регионального представителя Верховного комиссара ООН 1992 года).

Особую категорию беженцев составляют палестинские беженцы. Более 3,5 млн. палестинцев после арабо-израильской войны 1948 года оказались за пределами Палестины. Конкретно для решения их проблем ООН учредила Ближневосточное агентство ООН для помощи палестинским беженцам и организации работ (БАПОР). Таким образом, палестинские беженцы не подпадают под действие мандата УВКБ ООН, Конвенции о статусе беженцев 1951 года и Протокола к ней.

В международных отношениях вынужденный переселенец имеет статус аналогичный беженцу, но все же с некоторыми отличиями. В Соглашении СНГ 1993 года о помощи беженцам и вынужденным переселенцам порядок оформления статуса беженца и вынужденного переселенца, их права и обязанности в основном аналогичны.

В соответствии с п.1 ст. 1 Федерального закона Российской Федерации «О вынужденных переселенцах», - гражданин Российской Федерации, покинувший место жительства вследствие совершенного в отношении его или членов его семьи насилия или преследования в иных формах либо вследствие реальной опасности подвергнуться преследованию по признаку расовой или национальной принадлежности, вероисповедания, языка, а также по признаку принадлежности к определенной социальной группе или политических убеждений, ставших поводами для проведения враждебных кампаний в отношении конкретного лица или группы лиц, массовых нарушений общественного порядка.

Пунктами 2-4 ст. 1 Федерального закона Российской Федерации «О вынужденных переселенцах» расширен круг лиц, которые могут быть признаны вынужденными переселенцами, в том числе иностранцы или лица без гражданства, постоянно проживающие на территории Российской Федерации, граждане бывшего СССР.

Для получения любого из этих статусов (беженца или вынужденного переселенца) необходимо ходатайство лица в соответствующий орган Федеральной миграционной службы России по месту своего пребывания (за рубежом - в дипломатическое представительство или консульское учреждение России; на границе – при отсутствии поста иммиграционного контроля – в орган пограничного контроля).

С 2001 года мировой общественностью 20 июня отмечается Всемирный день беженцев.

Предыдущая