В.С. Кашо, О.В. Роньжина
Муниципальное право России
Краткий конспект лекций по курсу. Новосибирск, СФУ, 2009.

Предыдущая

Раздел 7. Формы непосредственной демократии на уровне местного самоуправления. Территориальное общественное самоуправление

Лекция 8. Формы непосредственной демократии на уровне местного самоуправления

9. Опрос граждан

Опрос граждан является формой непосредственного участия населения в решении вопросов местной жизни и проводится на всей территории муниципального образования или на части его территории для выявления мнения населения и его учета при принятии решений органами местного самоуправления и должностными лицами местного самоуправления, а также органами государственной власти. Опрос может проводиться при принятии решений по вопросам, затрагивающим экономические, социальные, экологические и другие законные интересы населения  территории. Например, в 2004 году в Астрахани проводился опрос жителей двух домов одной из улиц относительно строительства спортивного оздоровительного центра рядом с их местом жительства. На месте планируемого строительства находился небольшой парк, и граждане были категорически против его ликвидации даже взамен на спортивный центр. Между тем частный предприниматель, наметивший новостройку, дважды представлял в управление архитектуры данные социологического опроса жителей лицензированными фирмами, которые свидетельствовали о поддержке гражданами строительства. Однако, учитывая многочисленные жалобы горожан, администрация решила провести опрос. Опрос проводился путем тайного голосования. Присутствующим раздали бюллетени, предварительно записав паспортные данные. Затем голосующие опускали бюллетень в урну. Итоги голосования подводила счетная комиссия. Они показали, что граждане настроены отрицательно и строительство центра заморозили окончательно. В Новосибирске проводился опрос жителей о мероприятиях, которые они бы поддержали или запретили; в Казани опрос пассажиров о качестве работы городского транспорта; в Новокузнецке – о продаже одного из градообразующих предприятий города[15].

В отличие от местного референдума, голосования по вопросам изменения территории граждане не могут быть инициаторами опроса. Он может проводиться по инициативе:

1) представительного органа муниципального образования или главы муниципального образования – по вопросам местного значения;

2) органов государственной власти субъектов Российской Федерации – для учета мнения граждан при принятии решений об изменении целевого назначения земель муниципального образования для объектов регионального и межрегионального значения.

Порядок назначения и проведения опроса граждан определяется уставом муниципального образования и (или) нормативными правовыми актами представительного органа муниципального образования.

Решение о назначении опроса граждан принимается представительным органом муниципального образования. В нормативном правовом акте представительного органа муниципального образования о назначении опроса граждан устанавливаются:

1) дата и сроки проведения опроса;

2) формулировка вопроса (вопросов), предлагаемого (предлагаемых) при проведении опроса;

3) методика проведения опроса;

4) форма опросного листа;

5) минимальная численность жителей муниципального образования, участвующих в опросе.

Жители муниципального образования должны быть проинформированы о проведении опроса граждан не менее чем за 10 дней до его проведения.

Финансирование мероприятий, связанных с подготовкой и проведением опроса граждан, осуществляется:

1) за счет средств местного бюджета – при проведении опроса по инициативе органов местного самоуправления;

2) за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации – при проведении опроса по инициативе органов государственной власти соответствующего субъекта Российской Федерации.

В опросе могут участвовать все жители муниципального образования, обладающие избирательным правом. Они участвуют в опросе непосредственно. Каждый житель муниципального образования, имеющий право голосовать, имеет только один голос. Участие в опросе является свободным и добровольным. Во время опроса никто не может быть принужден к выражению своих мнений или отказу от них. Подготовка, проведение и подсчет результатов опроса осуществляются открыто и гласно.

На опрос могут выноситься вопросы местного значения. Вопросы, как и на местном референдуме,  должны быть сформулированы четко и ясно, не допускается возможность их различного толкования.

Опрос проводится путем тайного, поименного или открытого голосования в течение одного или нескольких дней. Тайное голосование проводится по опросным листам в местах проведения опроса, поименное голосование – по опросным листам или по месту жительства участников опроса. Опрос может проводиться также в форме открытого голосования на собраниях жителей. Процедура опроса внешне похожа на процедуру проведения местного референдума. Но в отличие от местного референдума результаты опроса носят рекомендательный характер.

После проведения опроса комиссия подсчитывает результаты голосования и составляет протокол, в котором указываются следующие данные:

- общее число граждан, имеющих право на участие в опросе;

- число граждан, принявших участие в опросе;

- число записей в опросных листах, оказавшихся недействительными и число опросных листов, признанных недействительными;

- количество голосов, поданных «за» вопрос, вынесенный на опрос;

- количество голосов, поданных «против» вопроса, вынесенного на опрос;

- одно из следующих решений: признание опроса состоявшимся, несостоявшимся или недействительным.



[15] Мерсиянова И.В. Власть и общественность: инновационные формы взаимодействия. Новосибирск, 2005 .С. 180.

Предыдущая

Поиск

Реклама