В.С. Кашо, О.В. Роньжина
Муниципальное право России
Краткий конспект лекций по курсу. Новосибирск, СФУ, 2009.

Предыдущая

Раздел 1. Муниципальное право как отрасль права, наука и учебная дисциплина

Лекция 1. Муниципальное право как отрасль права

4. Субъекты муниципально-правовых отношений

Субъекты муниципально-правовых отношений объединяются в группы, во-первых, по характеру их природы:

1) индивидуальные (граждане Российской Федерации, иностранные граждане, лица без гражданства, депутаты представительных органов местного самоуправления, выборные должностные лица, муниципальные служащие);

2) коллективные (население муниципального образования, органы местного самоуправления, муниципальные предприятия, учреждения, муниципальные ассоциации, органы ТОС, собрания, сходы граждан);

3) публично-территориальные образования (Российской Федерации, субъекты Российской Федерации и муниципальные образования).

Во-вторых, в зависимости от того, какими нормами определяется основы статуса субъекта муниципально-правовых отношений, выделяют группу субъектов, основы статуса которых определяет муниципальное право. Иногда говорят о них как о субъектах, которые могут быть участниками только муниципально-правовых отношений (А.Н. Костюков). К ним относят:

1.1. Местное население. Российский законодатель носителем ряда прав по осуществлению местного самоуправления (определение структуры органов местного самоуправления, управление и распоряжение муниципальным имуществом) называет местное население. Конституционный Суд Российской Федерации в своих актах, использует также термин, встречающийся в международных документах – местное сообщество. Закрепляет ряд прав за населением городских, сельских поселений.

В связи с тем, что большинство правомочий, входящих в право на местное самоуправление, реализуются отдельными гражданами местного сообщества, в литературе подвергается сомнению правосубъектность местного населения. Аргументируется невозможность местного населения выступать самостоятельным субъектом правовых отношений ссылками на то, что субъектом правовых отношений может быть лицо, которое внешне обособлено, персонифицировано (выступает во вне в виде единого лица, способное вырабатывать, выражать и осуществлять персонифицированную волю.

Конституционный Суд РФ использует термин «местное сообщество». Бондарь Н.С. предлагает относить местное сообщество к разряду первичных групп. В этом смысле под первичными группами подразумеваются «группы, характеризующиеся тесными, непосредственными связями (associations) и сотрудничеством» [1].

Местное сообщество - это группа, сформированная по территориальному принципу. С нее нельзя выйти как из «Одноклассников», с кем-то утратить связи, поскольку связи в местном сообществе основаны на первичных физических материальных потребностях и вытекают из совместного проживания в населенном пункте, поселении. Используется также термин территориальный коллектив, но как справедливо отмечает Н.С. Бондарь территориальный коллектив может быть и более широкий, например, региональный.

1.2. Муниципальное образование. Новый  Федеральный закон № ФЗ-131 подходит к определению муниципального образования через перечисление возможных его видов: городское поселение, сельское поселение, муниципальный район, городской округ либо внутригородская территория города федерального значения. Легального определения термина «муниципальное образование», в котором бы раскрывалась его правовая природа, в законодательстве в настоящее время отсутствует. Зачастую основными признаками муниципалитета называют территорию и население. Однако, следует подчеркнуть, что эти признаки вторичны, производны от его юридической природы публично-властной организации, для которой имманентны не только население и территория, но и обязательно наличие собственных предметов ведения и полномочий по их решению, обособленного аппарата управления (системы органов местного самоуправления), муниципальной собственности, собственных налогов и сборов, относительно автономного местного бюджета, существование самостоятельной системы правовых актов в соответствии с актами центральной власти, и даже наличие внешних символов. Последние (наименование муниципального образования, административный центр, герб, флаг и иные геральдические символы) индивидуализируют муниципальное образование как субъекта права, поскольку каждый имеет свой объем правомочий, долгов, обязательств.

1.3. Выборные и другие органы местного самоуправления.

1.4. Глава муниципального образования и другие выборные должностные лица местного самоуправления.

1.5. Депутаты представительных органов местного самоуправления.

1.6. Муниципальные служащие.

1.7. Органы ТОС, создаваемые гражданами по месту их жительства на части территории муниципального образования для осуществления собственных инициатив по вопросам местного значения.

1.8. Собрания и сходы граждан, проживающих в муниципальном образовании.

1.9. Совет муниципальных образований, общероссийское объединение муниципальных образований, объединение муниципальных образований.

К субъектам муниципально-правовых отношений, основы статуса которых определяют другие отрасли российского права или субъекты, а муниципальное право лишь что-то добавляет к их правовому положению (права, обязанности, гарантии). К таковым причисляют:

2.1. Граждан Российской Федерации. Часть правомочий, входящие в право на местном самоуправлении, реализуются по общему правилу при достижении возраста 18 лет (активное избирательное право), некоторые с 21 года (пассивное избирательное право при выборах главы муниципального образования). Закон закрепляет право малолетних детей и несовершеннолетних на обращение в органы местного самоуправления, получение от муниципального образования публичных услуг. В то же время право на участие в собраниях территориального общественного самоуправления граждане приобретают с 16-летнего возраста.

Бондарь Н.С. говорит о муниципально-правовом статусе гражданина. Который является конкретизацией общефедерального и регионального статуса гражданина и соотносится как общее с особенным. Ставится проблема равноправия граждан в зависимости от  территории их проживания и связи с конкретным муниципалитетом. Поскольку объем гарантий может отличаться в зависимости от места проживания и финансово-экономических и иных характеристик муниципального образования, которое гарантирует и защищает предоставляемые гражданину права (политические, социальные, экономические и культурные. Особенно те, за которые отвечает муниципалитет).

2.2. Иностранные граждане. Иностранные граждане и апатриды имеют ограниченную правосубъектность в муниципально-правовых отношениях. Как правило, в зарубежных странах допускается участие в управлении делами местного сообщества иностранных граждан. В Российском законодательстве установлено, что иностранные граждане государств, заключивших с Российской Федерацией международный договор о взаимном участии граждан в осуществлении местного самоуправления, имеют право избирать и быть избранными в органы местного самоуправления, участвовать в местном референдуме.

2.3. Российская Федерация, субъекты Российской Федерации, органы государственной власти и государственные должностные лица.

2.4. Судебные органы.

2.5. Общественные объединения, в том числе политические партии, структурные подразделения политических партий. Федеральный закон «Об общественных объединениях» закрепляет за общественными объединениями право участвовать в выработке решений органов местного самоуправления, в заседании комиссий, координационных советов, создаваемых органами местного самоуправления, представлять и защищать свои права и интересы своих членов и других граждан в органах местного самоуправления, вносить в органы местного самоуправления предложения и инициативы, участвовать в избирательных кампаниях по выборам в органы местного самоуправления.

2.6. Юридические лица (находящиеся в муниципальной собственности и частные хозяйствующие субъекты). Следует подчеркнуть, что круг участников муниципально-правовых отношений не исчерпывается субъектами, имеющими статус юридических лиц в соответствии с гражданским законодательством. Круг первых значительно шире, поэтому муниципальные и конституционные нормы, зачастую, оставляют перечень лиц, на которые они распространяются открытым. Так, например, Федеральный закон «О свободе совести и религиозных объединениях» устанавливает, что граждане, образовавшие религиозную группу с намерением в дальнейшем преобразовать ее в религиозную организацию, уведомляют о ее создании и начале деятельности органы местного самоуправления (статья 7). Учредителями местной религиозной организации могут быть не менее десяти граждан Российской Федерации, объединенных в религиозную группу, у которой имеется подтверждение ее существования на данной территории на протяжении не менее пятнадцати лет, выданное органами местного самоуправления (статья 9).



[1] Кули Ч. Первичные группы // Американская социологическая мысль / Под ред. В.И. Добренькова. М., 1994. С. 330.

Предыдущая

Поиск

Реклама