В.С. Кашо, О.В. Роньжина
Муниципальное право России
Краткий конспект лекций по курсу. Новосибирск, СФУ, 2009.

Предыдущая

Раздел 11. Гарантии местного самоуправления и межмуниципальное сотрудничество

Лекция 16. Гарантии местного самоуправления и межмуниципальное сотрудничество

6. Межмуниципальное сотрудничество

Возможность создания союзов и ассоциаций муниципальных образований в целях координации деятельности муниципальных образований и более эффективного осуществления их прав и интересов предусматривалась еще  Федеральным законом 1995 года «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации». Однако конкретные формы и наименований объединений муниципальных образований не закреплялись. В результате реализации данного права появилось множество союзов и ассоциаций различного уровня: общероссийские союзы (Союз Российских городов, Ассоциация малых и средних городов России, Российский Союз местных властей), межрегиональные ассоциации (Ассоциация Сибирских и Дальневосточных городов, Союз городов Северо-Запада России, Ассоциация городов Поволжья, Ассоциация городов Юга России), региональные центры (Ассоциация городов Иркутской области, Ассоциация городов Ленинградской области) и специализированные ассоциации (Ассоциация закрытых административно-территориальных образований Минобороны и Миноборонпрома Российской Федерации).

Федеральный закон № 131-ФЗ от 06.10.2003 г. унифицировал формы сотрудничества муниципальных образований и привел их в систему, включающую советы муниципальных образований субъектов федерации (статья 66), и формируемое ими общероссийское объединение муниципальных образований (статья 67), межмуниципальные организации (статья68) и некоммерческие организации муниципальных образований (статья 69).

Организация и деятельность советов муниципальных образований субъектов Российской Федерации осуществляются в соответствии с требованиями Федерального закона от 12 января 1996 г. № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях», применяемыми к ассоциациям. В соответствии со статьей 8 Федерального закона № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» совет муниципальных образований субъекта Российской Федерации образуется в целях организации взаимодействия органов местного самоуправления, выражения и защиты общих интересов муниципальных образований в каждом субъекте Российской Федерации.

Согласно п. 2 статьи 66 Федерального закона № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» компетенция съезда (собрания членов) совета муниципальных образований субъекта Российской Федерации определяется решением следующих вопросов:

- утверждает устав совета муниципальных образований субъекта Российской Федерации;

- определяет размеры и порядок уплаты членских взносов на осуществление деятельности совета муниципальных образований субъекта Российской Федерации и содержание органов управления совета муниципальных образований;

- избирает органы управления совета муниципальных образований субъекта Российской Федерации;

- осуществляет иные полномочия, определенные уставом совета муниципальных образований субъекта Российской Федерации.

Межмуниципальное сотрудничество на федеральном уровне может выражаться в создании единого общероссийского объединения муниципальных образований. В отличие от советов муниципальных образований субъекта Российской Федерации единое общероссийское объединение муниципальных образований образуется на основе принципа добровольности объединения муниципальных образований. В его состав могут входить не только упомянутые выше советы муниципальных образований, но и иные объединения муниципальных образований, например существующие в настоящее время ассоциации и союзы.

К сожалению, Федеральным законом № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» не определена организационно-правовая форма единого общероссийского объединения муниципальных образований поэтому это может быть ассоциация или союз.

Принципиально новым является полномочие единого общероссийского объединения муниципальных образований представлять предложения по составу кандидатов в представители Российской Федерации в Палате местных властей Конгресса местных и региональных властей Европы и по составу кандидатов в члены делегации Российской Федерации для участия в Конгрессе местных и региональных властей Европы. Порядок реализации этой функции и полномочия единого общероссийского объединения муниципальных образований должны быть установлены Президентом Российской Федерации. Ранее исполнение данных функций было возложено на Конгресс муниципальных образований Российской Федерации, который в настоящее время прекратил свою деятельность.

Предыдущая

Поиск

Реклама