Поиск

Реклама

Администратор сайта



Л.А. Мицкевич, А.Ф. Васильева, Н.А. Морозова, Е.Г. Приходько
Административное право
Опорный конспект лекций. Красноярск: СФУ, 2008.

Предыдущая

Раздел 9. Государственное управление в административной сфере

Тема 21. Административное право зарубежных стран

1. Возникновение и развитие административного (полицейского) права

Административное право в большинстве стран определяется как отрасль права (совокупность норм), регулирующих административную деятельность государства, т.е. государственно-управленческую деятельность.

Первоначально эти нормы объединялись понятием «полицейское право» (от греческого «полис» – город). Для полицейского права было характерно закрепление прав государства и установление соответствующих им обязанностей (предписаний) граждан. То есть полицейское право формировалось как право для администрации. Напомню, что первоначально наука административного права развивалась как административная наука, камералистика, наука государственного управления. В 18 веке камералистика стала развиваться, ее предмет расширился, а теоретические основы углубились. В университетах Европы были созданы кафедры камералистики, а со второй половины 19 века камералистика стала преподаваться и в университетах России.

1. Основным периодом, с которого ученые-административисты Германии начинают описывать государственное (публичное) управление, считается управление в абсолютистском государстве XVII-XVIII вв. Государственное управление этого периода характеризуется стремлением монархов в противостоянии с дворянством сосредоточить в своих руках максимальное количество властных полномочий. Основой для такого всеобъемлющего и активного управления было, с одной стороны, желание собрать финансовые средства для содержания армии и двора с помощью поддержки ремесел и экономики. С другой стороны, в обществе сохранялись патриархальные представления о государстве, считалось, что оно должно заботиться о благополучии не только всего общества (о всеобщем благе), но и о благе («полном счастье», «блаженстве») отдельного человека. Абсолютистское государство того периода часто обозначают как государство «всеобщего блага», или «полицейское государство». При этом словом «полиция» охватывается вся сфера внутреннего управления. Таким образом, государственное управление данного периода отличается всеохватывающим и чрезвычайно активным, даже интенсивным характером. Это естественным образом сочеталось с отсутствием законодательных рамок для административной власти, то есть отсутствием правовой связанности государственного управления.

2. Либеральная буржуазия 19 века выступила против опеки и регламентации со стороны государства, которое олицетворяли монархи их чиновничество. Она требовала уменьшения государственного вмешательства и распространения его только на охрану общественной безопасности, порядка, а также (что особенно важно) ограничения деятельности государственной администрации в этих областях законом. Должны были выделиться для свободного от государственного вмешательства развития частная, общественная и экономическая сферы жизни.[10]

Конституции 19 века в Европе закрепили компромисс между монархом и буржуазией. Главным было то, что до сих пор ничем не ограниченная власть монарха ограничивалась. Это осуществлялось путем закрепления основных прав граждан и участием народных представителей в принятии законов. Управленческая власть оставалась у монарха, но его вмешательство в частную жизнь граждан допускалось лишь на основании закона. Тем самым были сформированы типичные для либерального государства правовые категории: понятие прав и свобод, ограничение вмешательства в права и свободы, правовая связанность действий администрации и т.д. С образованием новых общественных отношений и нового государственно-правового порядка началось формирование науки административного права.

Постепенно, с закреплением в законе прав и обязанностей административной власти, с середины 19 века появляется наука административного права. Возникновение административного права в его современном понимании связано с принципиально иным подходом – с признанием верховенства прав человека и гражданина, с идеями правового государства, с либеральными представлениями о целесообразности минимального государства в роли «ночного сторожа». Основной толчок к этому дали буржуазные революции в Европе, в первую очередь - во Франции. Главная идея – ограничение государственной деятельности рамками права. Возникновение административного права как самостоятельной отрасли обычно связывают с возникновением во Франции особых административных судов и, следовательно, административной юстиции. Накануне революции королевские парламенты оказали сопротивление реформам, в первые годы после революции судам общего права было запрещено вмешиваться в дела администрации и привлекать к суду государственных чиновников. При Наполеоне Бонапарте обосновывается концепция самостоятельности администрации и учреждается специальная судебная система для контроля за администрацией. Так появляется административное право, изначально созданное как право контроля за администрацией, право защиты гражданина от произвола со стороны административных властей.

В этот период административно-правовая наука была нацелена на поиск наиболее эффективных форм и методов государственного управления. Ученые стали исследовать опыт государственного управления в разные периоды в разных государствах. Сформировалось историко-сравнительное направление в науке. Классическим учебником стал учебник Лоренца фон Штейна «Теория государственного управления» (1866-1884 г.г.).

 К концу 19 века сформировалась континентальная система административного права, можно назвать ее характерные черты:

- четкая законодательная регламентация управленческих структур;

- регламентация процедур и процессов;

- формирование общих принципов публичного управления;

- развитый понятийный аппарат.

Начало 20 века сопровождалось расширением политических прав граждан, управление страной перестало быть делом исключительно элитарным. Представительные органы стали ненадежными и потенциально опасными для правящих кругов. Понадобилось найти другие инструменты обеспечения стабильности государственной власти. Появились теоретические исследования – в США и во Франции о том, что следует разделить политику и государственное управление (администрацию). Административная власть должна стать нейтральной относительно политической. Это было связано и с усложнением государственного управления. Что требовало профессионализма. Поэтому стало развиваться административное право и в странах англосаксонских системы. В США в 1887 г. было учреждено первое независимое агентство – Комиссия по междуштатной торговле. В отличие от иных существовавших до того органов исполнительной власти Комиссия наделялась не только исполнительными, но и нормотворческими и квазисудебными полномочиями. Однако это положение противоречило жесткой идее разделения властей. Поэтому агентства были выведены за сферу исполнительной власти в конституционном смысле, и было признано необходимым для их контроля создать специальное законодательство – административное право.

В конце 19 – начале 20 века наука административного права и административная наука продолжают развиваться параллельно, но изданный после первой мировой войны учебник В.Еллинека «Административное право» объединил два существовавших отдельно подхода – учение о государственном управлении как общественную науку и правовые методы. Таким образом, на дальнейшее развитие административного права Германии (а затем и иных европейских стран) повлияли административная наука и административное право Франции.

Следующий важный этап развития науки административного права данного периода связан с изменением подходов к сущности и понятию государственного управления. Традиционное понимание государственного управления как односторонне властного воздействия дополняется понятием позитивного, предоставляющего публичные услуги государственного управления. Немецкий ученый Э. Форстхофф ввел понятие «Daseinvorsorge» (дословно – «забота о существовании») и описал администрацию как субъекта, предоставляющего публичные услуги.

Во второй половине 60-х г.г. усиливается дискуссия о влиянии конституции и новых задач, стоящих перед государственным управлением, на задачи, методы и понятия административно-правовой науки. П. Бадура предложил наиболее полное описание государственного управления в условиях либерального правового государства.

В целом в странах англосаксонской системы административное право развивалось на основе юридической практики, преимущественно в целях защиты интересы индивида. На основе рассмотрения и разрешения конфликтов между гражданином и властью формировалось административное право.

Современное административное право Европы исходит из положений о сущности и задачах социального правового государства. Такое государство должно заботиться о социальной защищенности каждого человека и одновременно учитывать проблемы современного индустриального общества. Оно должно предоставлять гражданам услуги в различных областях общественной жизни, воздействовать на формирование экономических и иных общественных процессов. Новейшими тенденциями являются процессы так называемой «приватизации» – дополнения традиционных форм и методов государственно-управленческой деятельности частноправовыми элементами. Государственные органы могут действовать как государственно-властными методами и в публично-правовых формах, так и методами диспозитивными в формах, предусмотренных нормами частного права. Государственные органы могут сами действовать частноправовыми методами или предавать осуществление своих функций субъектам частного права, сохраняя при этом за собой контроль. Кроме того, эти процессы повлекли за собой и необходимость совершенствования государственно-управленческой деятельности путем применения профессиональных начал, в том числе, приемов профессионального менеджмента из сферы бизнеса.

Таким образом, обширные задачи социального государства выглядят в первую очередь как задачи именно государственного управления. Как отмечают исследователи, обусловленное этим дальнейшее расширение и возрастание управленческой деятельности привели к тому, что «сегодняшнее государство можно охарактеризовать именно как управленческое (или административное) государство (Verwaltungsstaat)».

В учебниках административного права отмечается, что 20 век ознаменовался триумфальным шествием административного права по странам и континентам. Во второй половине 20 века даже английские ученые, до этого отвергавшие административно-правовые нормы и институты, вынуждены были констатировать возникновение и необходимость административного права. Таким образом, в странах континентальной системы административного права развивалось от общего к частному, в странах континентальной системы – от частного к общему.



[10] Maurer H. Указ. раб., с.15.

Предыдущая