Поиск

Реклама



О.А. Андреева
История государства и права зарубежных стран
Учебное пособие. – Таганрог: Изд-во ТТИ ЮФУ, 2011. – 311с.

Предыдущая

Заключение

В заключение учебного пособия следует отметить, что современная правовая культура является результатом длительной истории становления, развития и эволюции государства и права ряда стран, оказавших наибольшее влияние на формирование современной системы как национального, так и международного права, придающей ему цивилизованный характер, позволяющий выразить в нормах права максимальную долю общественных интересов. История зарубежного государства и права отражает правовую культуру различных периодов истории социума, а также элементы юридической техники, позволяющие отличать юридические документы от любых других. Рассматривая право зарубежных государств в историческом развитии можно выделить объективно новые моменты, приемы, методы нормотворчества, которые накапливались нарастающим итогом, отражая изменяющиеся общественные отношения и правовые средства их регулирования.

Средства правовой культуры не отмирают вместе с содержанием норм права, а передаются из поколения к поколению для создания новых норм. Такие приемы как консолидация, инкорпорация, кодификация, систематизация права, зародившись в древности, сохраняются и совершенствуются вплоть до настоящего времени, благодаря чему современное право приобрело общезначимый характер, по крайней мере, в системе международного права. Поэтому при совершенствовании законотворческого процесса и правоприменительной практики следует опираться на исторический опыт, преемственность в праве, постепенное слияние права с формами идеологии, с которыми оно в практической жизни всегда находится единстве в форме нерасчлененного общественного сознания.

В учебном пособии рассматриваются исторические процессы развития сложной системы государственных и юридических учреждений древнего, античного и средневекового мира, Нового и Новейшего времени. Отказавшись от господствовавшего ранее в российской историко-правой литературе доктринерского подхода к периодизации человеческой истории, автор использует общефилософские и специальные (конкретно-исторический, сравнительно-правовой, системный и др.) методы исследования, позволяющие создать широкую историческую панораму, где государство и право прошлого предстают в своем действительном, неискаженном идеологическими предрассудками виде. В учебном пособии анализируется содержание государственно-правовых процессов и присущих им причинно-следственных связей. В числе важнейших освещена проблема возникновения и развития прав человека и гражданина, правового государства, федерализма, системы разделения властей, парламентаризма, основных институтов права.

Во взаимодействии с другими историко-правовыми дисциплинами, теорией государства и права история государства и права зарубежных стран вместе с ними выступает методологическим основанием изучения современных государственно-правовых систем. В свою очередь это объясняет необходимость поиска разносторонних форм её изучения, подготовки определённого учебно-методического обеспечения, содержащегося в учебном пособии. Исторические факты и их интерпретацию мы находим в правовой документации, источниках действующего в то время права, которые дают представления о государстве, уровне его социально-экономического и культурного развития.

История государства и права имеет не только познавательный аспект, что не подвергается сомнению, но и является своеобразной кладовой опыта для трансляции юридических идей последующим поколениям. «Изучение отдельных событий только тогда будет иметь цену для истории права, когда есть возможность уловить связь их с последующим», − писал в свое время знаток древнерусского права Н. Л. Дювернуа. Это подтверждается определенным сходством памятников права с действующими правовыми системами, что создает впечатление, что эти системы есть результат эволюции концепций, заложенных в памятниках права и иных правовых документах прошлого. При таком подходе, памятники права становятся материалом для современного правотворчества, по крайней мере, в качестве отправной точки.

Особое внимание студентам юридического факультета следует уделить самостоятельной работе по изучению правовых памятников, что способствует формированию юридической культуры, техники и юридического мышления. Памятники права знакомят будущих юристов с зарождением и развитием различных правовых институтов, отраслей права, юридических понятий и терминов, чтобы, в конечном счете, отразить развитие правовой мысли. Изучение текстов памятников права позволяет проследить на конкретном материале развитие юридической техники управления обществом в различные периоды истории.

Работа с учебным пособием не может заменить непосредственного обращения к текстам источников права, так как это непосредственный язык самого правового документа, а не пересказ его. В результате этой работы происходит усвоение и закрепление учебного материала, благодаря чему формируются фундаментальные знания и правовая культура юриста. При этом следует учитывать, во-первых, что памятники права не всегда были памятниками, в свое время они были действующим законами; во-вторых, праву присуще историческое пра-вопреемство, когда юридические конструкции того или иного памятника права становятся востребованными в новой правовой парадигме.
Право всегда формируется под влиянием социальных условий и идеологических установок, поэтому один и тот же термин в разные эпохи и в разных странах может иметь совершенно разное содержание. Заметим лишь то, что независимо от изменений конкретных социальных условий преемственность имеет свое основание в форме перехода от одной правовой системы к другой и т. д., а поскольку трудно предположить утверждение всеобщей правовой системы, постольку само правопреемство представляет из себя непрерывный и нескончаемый процесс, в основе которого лежит вечно развивающееся общественное бытие, отраженное в правосознании, из которого вырастает наличное право.

По существу право является формой идеологии, и имеет дело не с объективной реальностью первого порядка (материальным миром), а с реальностью второго порядка – исторической материей, т.е. непосредственным отражением общественной жизни через правовую теорию и действующее законодательство. Законодатель действует не под влиянием общетеоретических соображений, а под влиянием реальных интересов и лишь на некотором отдалении продукт его деятельности становится объектом правовой теории. В историко-правовой науке легко приживаются субъективизм и волюнтаризм, когда результаты историко-правового развития приписываются отдельным личностям: Хаммурапи, Солону, Юстиниану, Наполеону и т. д. Но, с другой стороны, в истории права отражен процесс объективного правотворчества как результата деятельности субъекта истории – народа, например, в таких понятиях, как англосаксонская, романо-германская и другие семьи права, что более соответствует объективной истине.

Таким образом, в истории, когда речь идет об эпохах развития государства и права, личности уступают место подлинным творцам и носителям правовых отношений – государству, классам, гражданам. Роль истории зарубежного государства и права в процессе профессиональной подготовки юристов заключается в умении соединить общей идеей отдельные периоды развития государства и права, сознательно или бессознательно используя принцип правопреемственности, представляя политико-правовую историю как непрерывный процесс. Противоположный подход, связывающий правотворчество с отдельными личностями, ведет к локализации истории. Поэтому главное назначение истории государства и права помочь человеку осознать себя как «юридическое существо», понять настоящее право через его прошлое и увидеть перспективы его будущего. В этом смысле историко-правовые науки являются кладезем, из которого черпают правовые конструкции и идеи последующие поколения, добавляя к ним то, что накоплено и переработано в локально-исторический период.

Предыдущая