Поиск

Реклама



О.А. Андреева
История государства и права зарубежных стран
Учебное пособие. – Таганрог: Изд-во ТТИ ЮФУ, 2011. – 311с.

Предыдущая

1.5. История государства и права в Новое и Новейшее время

1.5.5. Конституционная история Франции в XVIII в.

Революция была порождена острейшими противоречиями между различными слоями французского общества. Так, накануне революции промышленники, торговцы, купцы, входившие в так называемое «третье сословие», платили значительные налоги в королевскую казну, хотя их торговлю сковывало множество правительственных ограничений. Внутренний рынок был крайне узок, поскольку обнищавшее крестьянство почти не покупало промышленных товаров. Из 26 млн французов лишь 270 тыс. составляли привилегированные – 140 тыс. дворян и 130 тыс. священников, которые владели 3/5 пахотной земли и почти не платили налогов. Основное бремя налогообложения несли крестьяне, находившиеся по уровню жизни за чертой бедности. Неизбежность революции была также предопределена тем, что абсолютизм во Франции не отвечал общенациональным интересам, отстаивая средневековые сословные привилегии: исключительные права дворянства на землю, цеховой строй, королевские торговые монополии.

В 1788 г., накануне революции, Франция вступила в глубокий экономический кризис, усугубившийся крестьянскими волнениями. В этих условиях правительство Людовика XVI вынуждено было созвать 5 мая 1789 г. Генеральные штаты, которые не собирались уже 175 лет (с 1614 по 1789). Король рассчитывал на помощь сословий в преодолении финансовых трудностей. Генеральные штаты состояли, как и ранее, из трех сословий: духовенства, дворянства и «третьего сословия». Депутаты «третьего сословия» потребовали отмены старого порядка голосования раздельно по палатам и введения голосования простым большинством. Правительство не согласилось с этим и попыталось разогнать Учредительное собрание (в июне Генеральные штаты были переименованы их депутатами). Народ Парижа поддержал Собрание и  14 июля 1789 г. взял штурмом королевскую крепость-тюрьму Бастилию.

С этого момента начинается отсчет событий Великой французской революции, прошедшей в своем развитии следующие условные этапы:

I. Создание конституционной монархии (14 июля 1789 г. – 10 августа 1792 г.).

II. Установление Жирондистской республики (10 августа 1792 г. –    2 июня 1793 г.).

III. Утверждение Якобинской республики (2 июня 1793 г. – 27 июля 1794 г.).

Постепенно революция охватила всю страну. Руководящую роль в событиях того периода сыграла буржуазия; на местах были созданы новые органы местного самоуправления – муниципалитеты. Власть стала переходить к политической группировке, представлявшей интересы буржуазии и либеральных дворян и составлявшей большинство в Учредительном собрании. Они называли себя конституционалистами, поскольку их государственным идеалом была конституционная монархия.

Учредительное собрание Декретами 4-11 августа 1789 г. торжественно провозгласило отмену феодализма, но это затронуло лишь второстепенные, так называемые личные феодальные права крестьян, а землю крестьянам следовало выкупать за крупные суммы. Собрание также объявило об окончании цехового строя и равенстве всех перед законом.

26 августа 1789 г. Учредительное собрание приняло свой важнейший документ – Декларацию прав человека и гражданина. В основу 17-статейной Декларации были положены идеи естественно-правовой доктрины и декларировались принципы демократического государственно-правового строя. Декларация была сформулирована в духе общенационального манифеста, торжественно провозгласившего права свободных людей.

Однако уже через четыре месяца после опубликования Декларации, 22 декабря 1789 г., Учредительное собрание Декретом об избирательном праве ввело высокие возрастные, имущественные и другие избирательные цензы, по которым из 26 млн французов активными (т. е. участниками голосования) избирателями объявлялись лишь 4 млн. Непоследовательность и противоречивость Учредительного собрания проявились еще и в том, что впоследствии оно приняло ряд вполне прогрессивных актов, упразднивших многие средневековые институты: привилегии духовенства (Декрет о передаче в распоряжение нации земель духовенства от 24 декабря 1789 г.), сословное деление общества (Декрет от 15марта 1790 г.) и др.

В январе 1790 г. Декретом о новом административно-территориальном делении в стране было образовано 83 департамента.

В аграрной политике Учредительное собрание по-прежнему стояло на позициях сохранения основ сеньориальной собственности на землю. Прежние имущественные обязанности крестьян сохранялись и объявлялись приравненными «к обыкновенной ренте и поземельным повинностям».

В 1791 г. в интересах предпринимателей собрание приняло акт, запрещающий рабочим объединяться в союзы и проводить стачки (Закон Ле-Шапелье), просуществовавший во Франции около 70 лет. Формально Законом были запрещены все корпорации, между тем на практике власть не препятствовала объединениям буржуазии.

Сразу после принятия Декларации прав человека и гражданина Учредительное собрание создало особую комиссию, которая отбирала и систематизировала конституционные акты, позже составившие основу Конституции. И вот 3 сентября 1791 г. конституционный законопроект был принят Собранием и подписан королем, присягнувшим на верность Конституции.

По новой Конституции государственный строй основывался на принципах разделения властей, утверждения национального суверенитета, представительного правления и ограничения власти монарха. Отныне Национальное собрание, избираемое на два года, становилось высшим законодательным органом государства, неподвластным королю. К компетенции Национального собрания, прежде всего, относилось принятие законов. Король по Конституции утверждал принятый Собранием закон, но имел право отлагательного вето. Национальное собрание решало вопросы издания постановлений о численности и составе вооруженных сил, объявления войны, ежегодного составления и утверждения бюджета, установления налогов, контроля над расходованием государственных средств, учреждения и упразднения государственных должностей, возбуждения уголовного преследования в отношении лиц, подозреваемых в заговоре против безопасности государства, ратификации договоров с иностранными государствами.

Король олицетворял исполнительную власть. Он назначал министров, возглавлял вооруженные силы, осуществлял общее управление и руководство внешними отношениями. Власть короля на деле сохраняла реальную силу.

Судьи выбирались на определенный срок, утверждались в должности королем и являлись носителями судебной власти. Был учрежден суд присяжных для рассмотрения уголовных дел, созданы верховный и кассационный суды. Предусматривался судебный порядок смещения судьи в случае совершения им преступления по должности.

Однако дальнейшее обострение противоречий в стране вызвало размежевание политических сил. В 1791 г. во Франции активно выступали три группировки: фельяны – представители крупной конституционно-монархической буржуазии и либерального дворянства; жирондисты – в основном представители провинциальной торгово-промышленной буржуазии; якобинцы – представители мелкой и части средней буржуазии, ремесленников и крестьянства. В изменчивых условиях революции положения конституции, предназначенные для стабильного общественно-политического строя, не могли быть полностью реализованы. Назревала новая фаза социальных потрясений. И вот в ночь на 10 августа 1792 г. штурмом был взят королевский дворец и тем самым закончилось правление фельянов. Король Людовик XVI был арестован.

В Законодательном собрании жирондисты оказались самой влиятельной группировкой, вследствие чего этот этап революции носит условное название жирондистского. 10 и 11 августа 1792 г. Законодательное собрание соответствующими Декретами объявило о созыве нового органа государственной власти – Национального конвента, отменив деление граждан по избирательным правомочиям на активных и пассивных. Уже    21 сентября 1792 г. во Франции была провозглашена новая форма правления – Первая республика.

В сентябре 1792 г. состоялись первые выборы в Конвент. Всего было избрано 783 депутата, из них примерно 200 жирондистов и 100 якобинцев, большинство депутатов («болото») не принадлежало к определенным группировкам и принимало решения в зависимости от складывавшейся политической конъюнктуры. Правление жирондистов было непоследовательным в плане преобразований: в деревне не были полностью ликвидированы феодальные отношения, усилились народные волнения, армии Австрии и Пруссии подходили к границам страны. И хотя внешне революция продолжалась (например, Декретом от      10 марта 1793 г. был учрежден Чрезвычайный уголовный трибунал, боровшийся с противниками нового режима), ситуация в целом стала критической.

2 июня 1793 г. правительство жирондистов было свергнуто депутатами Национального конвента, в котором преобладали якобинцы, проведшие ряд важных декретов: о льготной продаже крестьянам конфискованных у контрреволюционеров земель; о разделе земель между жителями общины и др. Значительная часть крестьян превратилась в мелких земельных собственников. Но, безусловно, важнейшими нормативными актами этого периода оказались Декларация прав человека и гражданина и Конституция 1793 г.

Первый акт воспроизводил основные положения Декларации 1789 г., но внешне отличался большей революционностью и радикализмом. В Декларации 1793 г. особое внимание уделялось гарантиям от деспотизма со стороны властей, и поэтому всякий, против кого был применен незаконный акт, имел право оказать сопротивление. Конституция же была принята Конвентом 24 июня 1793 г. В ней подтверждалось установление республиканского строя, узаконивалось всеобщее избирательное право, предоставляемое каждому гражданину по достижении   21 года. Законодательный корпус получил право предлагать тексты декретов; для текущего управления страной избиралось 24 члена Исполнительного совета.

Однако сложности революционного времени не позволили ввести в действие эту Конституцию, поэтому согласно Декрету о революционном порядке управления от 10 октября 1793 г. Конвент по-прежнему признавался высшим органом государственной власти. Для непосредственного управления страной были созданы комитеты и комиссии Конвента. Решение важнейших задач возлагалось на созданные еще жирондистами Комитет общественного спасения и Комитет общественной безопасности.

Будучи фанатично настроенными революционерами, якобинцы считали, что подавление контрреволюции и упрочение республики возможно путем установления диктатуры. Диктатура якобинцев оформилась летом 1793 г. За период нахождения у власти якобинцы пытались навести порядок в стране путем реформ. Ими были установлены твердые цены на основные предметы потребления; продовольствие реквизировалось и распределялось через государственные комиссии; за внешней торговлей устанавливался жесткий контроль; у богатых брали принудительные займы, облагая высокими налогами; был установлен «потолок» заработной платы. Однако несмотря на все контрольно-распорядительные меры инфляция росла, а покупательная способность населения падала; выборы в муниципалитеты не проводились, фактическая власть на местах находилась у многочисленных некомпетентных революционных комитетов.

Под предлогом борьбы за новую мораль и «спасение Отечества» якобинцы развязали массовый террор. Основным орудием террора стала новая революционная юстиция во главе с Чрезвычайным уголовным трибуналом. Трибунал применял только одну меру наказания – смертную казнь. Предварительное расследование отменялось, допрос совмещался с судебным рассмотрением. Уликами признавались любые доказательства, в том числе и моральные. Апелляции и кассации на приговоры не допускались, а приговор приводился в исполнение в день вынесения. Публичные казни, кровь на гильотинах постепенно запугивали и отталкивали от якобинцев и средний класс, и крестьян.

Уничтожив пережитки феодализма, якобинцы выполнили свою историческую миссию. К началу 1794 г. режим якобинцев стал превращаться в авторитарный, поскольку революционное насилие, игнорирование закона превратилось в произвол. Социальная опора якобинцев предельно сузилась, что послужило причиной отстранения их от власти 27 июля 1794 г., когда на заседании Конвента Робеспьер и его соратники были арестованы, а затем казнены.

Государственный переворот осуществили представители крупной буржуазии. Вскоре была принята новая Конституция (1795), согласно которой в стране устанавливался режим Директории, просуществовавший четыре последующих года. В принятой 26 августа 1789 г. Декларации прав человека и гражданина содержались важнейшие принципы организации новой государственной власти. В составлении текста Декларации принимали участие выдающиеся государственные деятели Франции (Лафайет, Мирабо, Талейран и др.), вдохновленные идеями естественного права, трудами французских просветителей XVIII в., Декларацией независимости США. Авторы утверждали, что составили документ «для всех народов и на все времена», поскольку в нем закреплялись основы передового для своей эпохи строя и определялись устои нового правопорядка.

В ст. 1 Декларации говорится: «Люди рождаются и остаются свободными и равными в правах», и именно игнорирование прав человека является, по мнению составителей, главной причиной «общественных бедствий и пороков». В ст. 3 указано, что верховная власть принадлежит народу. В данном случае имелось в виду, что «источник суверенитета зиждется в нации», а поэтому отдельные индивиды либо корпорации не могут осуществлять такую власть. Концепция индивидуализма продиктовала содержание ст. 4, где говорилось, что «свобода состоит в возможности делать все, что не приносит вреда другому индивиду».

Статьи с 5-й по 9-ю формулируют идею законности. Так, в ст. 5 провозглашалось: «Все, что не воспрещено законом, то дозволено», т. е. декларируется возможность делать все, что прямо не находится под запретом. В ст. 6 говорится о равенстве граждан перед законом: всем и в одинаковой степени открыт доступ к государственным должностям. Статьи 7 и 8 устанавливали два важных принципа уголовного права: никто не может быть привлечен к уголовной ответственности иначе как в случаях, прямо предусмотренных законом, и никто не может быть наказан иначе, чем это прямо предусмотрено законом. Статья 9 формулирует «презумпцию невиновности», где сомнения толкуются в пользу обвиняемого, а бремя доказывания вины лежит на обвинителе.

«Свободное выражение мыслей и мнений», в том числе и религиозных, провозглашают ст. 10 и 11. Проблемы содержания вооруженных сил государства и налогообложения излагаются в ст. 12–14. Подотчетность должностных лиц сформулирована   ст. 15. Статья 16 признает конституционным лишь тот строй, в котором проведено разделение властей. Статья 17 объявляла, что «собственность есть право неприкосновенное и священное».

Краткий и безупречно сформулированный текст Декларации вызвал широкий резонанс во всем мире. Однако на первом этапе Великой французской революции Декларация была лишь манифестом революционной власти, а не нормативно-правовым документом. Многие из ее положений было невозможно незамедлительно реализовать на практике из-за сложностей развивающегося революционного сюжета.

Спустя много лет после революционных событий XVIII в. режим Пятой (существующей с 1958 г.) французской республики постановил, что Декларация прав человека и гражданина 1789 г. является неизменным конституционным законом Франции XX в., содержащим основные идеи гражданского общества и прав человека. Таким образом, Декларация прав человека и гражданина 1789 г. обладает нормативно-правовой силой и в наши дни как составная часть действующей Конституции Франции.

[1. С. 479-496; 2. С. 48-76; 1-7; 11-12; 15; 18-20; 22].

 

Контрольные вопросы

1.  Этапы французской буржуазной революции.

2.  Буржуазное право Франции в XVIII в.

3.  Гражданское и уголовное право как отражение либерально-буржуазных реформ.

Предыдущая