Поиск

Реклама



О.А. Андреева
История государства и права зарубежных стран
Учебное пособие. – Таганрог: Изд-во ТТИ ЮФУ, 2011. – 311с.

Предыдущая

1.5. История государства и права в Новое и Новейшее время

1.5.4. Государство и право США в XVIII-XIX вв.

К концу XVII в. в Новой Англии сформировалось 13 английских колоний. Правительство Англии рассматривало их лишь как сырьевой придаток и рынок сбыта для товаров из метрополии, что сдерживало экономическое и политико-правовое развитие заокеанских территорий. Метрополия диктовала свои правила в области государственного управления, экономики, права, сдерживала развитие капиталистических отношений, что приводило к конфликтам с колониями, которые «переросли» стадию частных коммерческих предприятий и стали ощущать себя полноправными субъектами государственно-политических отношений.

Американцы начали массовые выступления против налоговой, таможенной, законодательной политики метрополии. Самым знаменитым выступлением стало Бостонское чаепитие 1773 г. Затем в 1774 г. делегаты Первого континентального конгресса (представители колоний) направили королю Петицию, в которой просили прекратить политику притеснений в экономической и правовой сферах. В ответ английское правительство объявило колониям войну.

Началу войны за независимость предшествовали многочисленные обращения, жалобы колонистов королю, что напоминает первый, мирный этап английской революции. Но все попытки колонистов убедить английского короля уменьшить политический и экономический прессинг на колонии привели к обратному результату: пошлины увеличились; их надо было платить уже серебром, а не обычными деньгами; военное присутствие англичан в Америке многократно возросло. В ответ колонии объявили бойкот английским товарам.

В мае 1775 г. на Втором континентальном конгрессе (представительном собрании делегатов колоний) было принято решение о создании армии, главнокомандующим которой стал Дж. Вашингтон. Война продолжалась до тех пор, пока Версальский мирный договор между Англией и тринадцатью суверенными республиками-штатами в 1783 г. не положил конец господству метрополии над бывшими колониями.

Основу программных документов американской революции составила идея борьбы с государственной властью, попирающей права человека. Декларация прав штата Виргиния, и особенно Декларация независимости Соединенных Штатов, принятая 4 июля 1776 г., гласили, что все люди рождены равными и обладают неотчуждаемыми правами, такими как жизнь, свобода и стремление к счастью. Правительства, по мнению Томаса Джефферсона, главного автора Декларации, должны осуществлять справедливую власть. Когда же злоупотребления и узурпация ведут к деспотизму, народ имеет право свергнуть неугодное правительство.

Далее перечислялся длинный ряд «беспрестанных несправедливостей», которые колонисты были вынуждены терпеть от английской королевской власти.

В краткой заключительной части Декларации независимости провозглашалось образование нового государства – Соединенных Штатов Америки и его окончательный разрыв с Англией. Также на основе естественно-правовой теории был провозглашен принцип национального государственного суверенитета, включая реальную возможность полного отделения независимых Штатов от Англии и осуществления ими внешнеполитических функций.

Декларация 4 июля 1776 г. стала первым в мире конституционно-правовым документом, четко провозгласившим идеи суверенитета нации и права народа на свержение неугодного правительства. Хотя впоследствии этот документ не стал частью Конституции США, однако его декларативное значение в мировой конституционной истории очень велико.

В 1781 г. конгресс представителей штатов, объявивших себя к тому времени суверенными республиками, принял первый в Соединенных Штатах конституционный закон, получивший название Статьи конфедерации и венного союза между штатами. По поводу этого нормативного акта в конституционно-правовой литературе высказываются два мнения. Часть исследователей полагает, что его можно считать первой американской конституцией, в то время как другая рассматривает Статьи конфедерации как международно-правовой договор тринадцати равноправных субъектов об образовании конфедерации.

Согласно этому документу республики-штаты объединялись в конфедерацию Соединенных Штатов Америки (ст. 1), но каждый штат сохранял свою независимость и все права, кроме тех, которые передавались конфедерации (ст. 2). Представители штатов учредили конгресс, предназначенный для ведения общих дел. Делегаты конгресса согласно ст. 5 избирались по квотам – от двух до семи представителей от каждого штата, причем каждый штат имел в Конгрессе один голос. В период между сессиями конгресса его полномочия были возложены на комитет штатов (ст. 9), в который вошло по одному делегату от каждого штата. Компетенция конгресса штатов, выражавшего совокупную волю субъектов конфедерации, была детально определена девятой статьей конфедерации, причем правомочия, предоставленные отдельным штатам, были весьма обширными – вплоть до права иметь свои армии и даже флотилии.

Примечательно, что для решения наиболее злободневных вопросов конфедерации конгресс должен был располагать девятью голосами из тринадцати, т. е. квалифицированным большинством. Последнее обстоятельство сдерживало активную деятельность конфедеративного конгресса, ибо штаты, только что обретшие самостоятельность, не желали «поступаться суверенитетом» в пользу конфедерации. Однажды в приступе раздражения Дж. Вашингтон даже назвал неэффективно работающий конгресс «веревкой из песка», которой невозможно связать воедино отдельные штаты.

Таким образом, к 1781 г. в Америке был создан временный и малоэффективный союз государств – конфедерация, но никак не единое союзное государство. Трудные внешние и внутренние обстоятельства (захват новых земель, дезорганизация спокойного развития штатов повсеместными восстаниями) способствовали изменению умонастроения правящих кругов относительно будущего государственного устройства США. Власти пришли к осознанию необходимости создания сильного единого государства.

Конституция США 1787 г., ее теоретические принципы и правовая характеристика. В 1787 г. в Филадельфии 55 делегатов конгресса США из 12 штатов (кроме Род-Айленда) в течение четырех месяцев (с 25 мая по 17 сентября) разрабатывали Конституцию, которая в главных своих положениях функционирует и в настоящее время. Документ является кратким (семь статей, из которых лишь четыре подразделяются на разделы) и «жестким», т. е. трудноизменяемым. За время, прошедшее со дня принятия самой старой Конституции в мире, к ней были приняты только 27 Поправок (последняя была ратифицирована в 1992 г.).

Между тем изначально задача, поставленная перед будущими «отцами-основателями» американской конституции, заключалась вовсе не в создании нового текста, а в переработке Статей конфедерации. Однако делегаты, в числе которых были Дж. Вашингтон, А. Гамильтон, Дж. Мэдисон, Б. Франклин и другие представители финансово-промышленной и интеллектуальной элиты американского общества, создали принципиально новый документ, которому суждено было стать первой в мире подлинной конституцией в юридико-правовом значении.

Теоретической основой Конституции стал принцип разделения властей: законодательной, исполнительной и судебной. Из теории, которая наиболее полно изложена и обоснована Ш. Монтескье, следует, что разделение властей может предотвратить узурпацию государственной власти путем учреждения относительно самостоятельных, взаимно уравновешивающих и контролирующих друг друга государственных структур (система «сдержек и противовесов»). Так, согласно конституции Конгресс США осуществлял законодательную власть, президент возглавлял исполнительную власть, Верховный суд и система нижестоящих судебных органов представляли судебную власть. В то же время для предотвращения возможной узурпации власти учреждался двухпалатный парламент (Сенат и Палата представителей), причем Палата представителей избиралась сроком на два года, а сенаторы – на шесть лет, чтобы предотвратить временное безвластие. Президент получал полномочия путем косвенных двухстепенных выборов на четыре года. Должность члена Верховного суда объявлялась пожизненной, причем назначение на эту должность производил президент с согласия Сената.

По Конституции устанавливалось федеративное устройство (принцип дуалистического федерализма, определявший предметную компетенцию союза и сферу ведения штатов         (X Поправка). Провозглашалось верховенство федерального права по отношению к праву отдельных штатов (ст. 6).

Впоследствии конституционное право Соединенных Штатов обогатилось также принципом судебного конституционного надзора. Это правило, установленное судебным прецедентом в 1803 г. в деле Marbury v. Madison, гласило, что если нормативный акт, принятый в пределах Соединенных Штатов, противоречит федеральной Конституции, то Верховный суд Соединенных Штатов может объявить его не соответствующим закону и на этом основании лишить юридической силы.

Билль о правах США (1791). В Конституции Соединенных Штатов 1787 г., составленной в весьма короткие сроки, ничего не было сказано о правах человека, о гарантиях от преступных посягательств на граждан, хотя большинство американцев хотели видеть это в Конституции. Например, штаты Род-Айленд и Северная Каролина вообще отказались ратифицировать текст основного закона без Билля о правах. Билль о правах, или первые 10 поправок к конституции, явился, по сути, таким документом, который существенно дополнил Конституцию США. В июне 1789 г. по предложению Д. Мэдисона эти поправки были внесены в Конгресс, к 1791 г. ратифицированы большинством штатов и стали известны как «американский Билль о правах».

Содержание текста этих поправок можно свести к следующему:

·      Первая поправка – о свободе вероисповедания, свободе слова и печати, праве народа мирно собираться и обращаться к правительству с петициями.

·      Вторая поправка – о праве народа хранить и носить оружие.

·      Третья поправка – о запрете принудительного постоя солдат в мирное время в частных домах.

·      Четвертая поправка – о неприкосновенности личности, жилища, бумаг и имущества.

·      Пятая поправка – о суде присяжных («большом жюри»), об уголовно-процессуальных гарантиях (в том числе о «надлежащей правовой процедуре»), о запрете безвозмездного изъятия частной собственности.

·      Шестая и седьмая поправки посвящены судебным процессуальным принципам и гарантиям; в них определяется круг уголовных и гражданских дел, которые могут рассматриваться с участием присяжных заседателей («малое жюри»).

·      Восьмая поправка запрещает непомерно большие залоги (по процедуре Хабеас корпус) и чрезмерные штрафы, а также жестокие и необычные наказания.

·      Девятая поправка установила принцип недопустимости ограничения прав граждан, прямо не упомянутых конституцией.

·      Десятая поправка, посвященная специфике дуалистического федерализма, не касалась гражданских прав.

Как отмечалось выше, в декабре 1791 г. поправки были ратифицированы и вступили в силу.

Гражданская война между Севером и Югом в США (1861-1865). Режим Реконструкции и «второй цикл» Поправок к федеральной Конституции США. Территория Соединенных Штатов в XIX в. неуклонно разрасталась. Принятый еще в 1787 г. ордонанс определил процедурный порядок создания новых штатов: Конгресс США объявлял автономной территорию, когда ее население достигало определенной численности. В дальнейшем автономия получала право на преобразование в штат при условии республиканской формы правления. К середине XIX в. почти во всех штатах было введено всеобщее мужское избирательное право, отменена значительная часть имущественных цензов для занятия государственных должностей. Однако тогда же появилась и приобрела особую остроту проблема выбора пути развития каждого нового штата: рабовладение или буржуазная демократия.

В 1828 г. в США была создана партия, получившая название демократической. Она опиралась на разнородные социальные силы, но к середине XIX в. тон в ней стали задавать рабовладельцы-южане. В 1854 г. появилась республиканская партия, также весьма неоднородная в социальном плане, но более тяготевшая к жаждавшим прогресса северянам. В республиканской партии выделились два направления: правое (крупная городская и сельская буржуазия) и левое, или либерально-демократическое (мелкие предприниматели, фермеры и радикальная часть промышленной буржуазии). На фоне этих изменений произошло первоначальное обострение отношений между северными и южными штатами.

Когда в 1860 г. президентом США стал представитель либерально-демократического крыла республиканской партии А. Линкольн, выступавший за отмену рабства, рабовладельцы объявили об отделении южных штатов и образовании из них независимого государства – Конфедерации южных штатов. Начались военные действия между Севером и Югом. На первых порах успех сопутствовал южанам. Однако впоследствии президент Линкольн подписал Закон 1862 г. о гомстедах, согласно которому каждый американский гражданин, сторонник северян, мог почти бесплатно получить земельный участок в 160 акров, а также Прокламацию 1863 г. о ликвидации рабства. Эти стимулирующие нормативно-правовые меры в числе прочих факторов содействовали военным успехам армии северян, и к весне 1865 г. войска южан были разгромлены. Гражданская война, начавшаяся 12 апреля 1861 г., закончилась к 26 мая 1865 г.

После ее окончания была значительно усилена президентская власть, она даже снискала неофициальное название «президентской формы правления в США». Разгромленный Юг находился в состоянии экономического и политического хаоса, и понадобилось 12 лет (1865-1877), чтобы восстановить федерацию. Негры-южане были в 1863 г. объявлены лично свободными, но еще долгое время они не могли получить землю и политические права.

Первым шагом на пути включения негров в политическую жизнь страны стало принятие XIII Поправки к федеральной Конституции, гласившей, что рабство на территории США отменено. Мятежными штатами Юга управляла администрация, которая должна была руководствоваться следующей, XIV Поправкой к Конституции (1868) о равенстве перед законом всех граждан США, за исключением индейцев и временно ограниченных в правах участников мятежа. В 1870 г. согласно XV Поправке к Конституции избирательные права предоставлялись всем лицам мужского пола независимо от цвета кожи. Все три поправки в совокупности носили название «второго цикла поправок к американской конституции» и имели несомненно, прогрессивное значение.

Положение негров улучшилось, но бывшие рабовладельцы, лишившиеся политической государственной власти, сохранили большую часть земли, т. е. экономическую власть. Они широко использовали внесудебную расправу (суды Линча) над непокорными им вчерашними рабами. Поэтому большинство негров было вынуждено превратиться в арендаторов-издольщиков. В дальнейшем во многих южных штатах были приняты законы о расовой сегрегации, вводилось раздельное обучение белых и черных, применялись иные формы дискриминации.

Однако в целом победа Севера над Югом оказала мощное стимулирующее воздействие на хозяйственную и политическую активность в стране. Уже к 1890 г. США становятся первой промышленной державой мира.

[1. С. 433-453; 2. С. 25-48; 1-7; 11-12; 15; 18-20; 22]

Контрольные вопросы

1.  Конституционная история США.

2.  Буржуазное право США.

3.  Реформа гражданской службы.

Предыдущая