О.А. Лупандина
Конституционное (государственное) право Российской Федерации
Учебное пособие. – Таганрог: Изд-во ТТИ ЮФУ, 2009. – 178 с.

Предыдущая

Тема 7. Административно-территориальное деление в РФ

3. Автономная область и автономные округа

Самостоятельными равноправными субъектами Российской Федерации являются автономные область и округа, которые выступают как форма национальной государственности народов, компактно проживающих на определенной территории.

Статус автономной области и автономных округов в соответствии со ст. 66 п. 2 Конституции РФ определяется:

·                Конституцией РФ;

·                уставом автономной области, автономного округа, принимаемым законодательным представительным органом соответствующего субъекта Российской Федерации;

·                Договором о разграничении предметов ведения и полномочий между федеральными органами государственной власти Российской Федерации и органами власти автономной области, автономных округов в составе Российской Федерации.

Конституция устанавливает также, что по представлению законодательных и исполнительных органов автономной области, автономного округа может быть принят федеральный закон об автономной области, автономном округе (п. 3 ст. 66 Конституции РФ).

В связи с тем, что автономные округа часто входят в состав краев и областей, Конституция РФ закрепляет, что отношения автономных округов с этими субъектами федерации могут регулироваться федеральным законом и договором между органами государственной власти автономного округа и, соответственно, органами государственной власти края или области.

Автономные область и округа имеют представительство в парламенте Российской Федерации: как в Государственной Думе, так и в Совете Федерации. Они наделены правом законодательной инициативы в Российской Федерации.

Автономная область и автономные округа в ряде случаев могут являться самостоятельными участниками международных и внешнеэкономических отношений. Они могут заключать договоры и соглашения с другими субъектами Российской Федерации.

Полномочия автономной области и автономных округов можно разделить на две группы:

·                по предметам совместного ведения федерации и субъектов;

·                исключительные полномочия автономной области и автономных округов.

К совместному ведению федеральных органов государственной власти и органов государственной власти автономной области, автономных округов относятся:

1)  обеспечение соответствия нормативных правовых актов автономной области, автономных округов Конституции и законам Российской Федерации;

2)  защита прав и свобод человека и гражданина;

3)  обеспечение законности, правопорядка, общественной безопасности;

4)  установление общих принципов территориального деления и организации местного самоуправления в автономной области, автономных округах;

5)  установление общих принципов налогообложения;

6)  адвокатура, нотариат;

7)  защита исконной среды обитания и традиционного образа жизни малочисленных этнических общностей;

8)  административное, жилищное законодательство;

9)  земельное, водное, лесное законодательство;

10)  законодательство о недрах, об охране окружающей среды;

11)  общие вопросы воспитания, образования, науки, культуры, физической культуры и спорта;

12)  здравоохранение, защита семьи, материнства, отцовства и детства, социальная защита, включая социальное обеспечение;

13)  природопользование, охрана окружающей среды, обеспечение экологической безопасности;

14)  особо охраняемые природные территории, охрана памятников истории и культуры;

15)  карантин, борьба с катастрофами, стихийными бедствиями, эпидемиями, ликвидация их последствий.

Вне пределов ведения Российской Федерации и полномочий по предметам совместного ведения автономная область и автономные округа обладают всей полнотой государственной власти (ст. 73 Конституции РФ). Органы государственной власти автономных области и округов самостоятельно решают все вопросы своей компетенции.

Предыдущая

Поиск

Реклама