Поиск

Реклама



О.А. Лупандина
Конституционное (государственное) право Российской Федерации
Учебное пособие. – Таганрог: Изд-во ТТИ ЮФУ, 2009. – 178 с.

Предыдущая

Тема 6. Формы правления. Государственное устройство РФ: содержание и правовое закрепление российского федерализма

3. Предметы ведения Российской Федерации

Предмет ведения — это круг вопросов, решаемых высшими органами государственной власти с помощью установленных конституцией и другими законодательными актами полномочий этих органов.

Предмет ведения Российской Федерации определяется Конституцией РФ 1993 г., Федеративным договором, состоящим из трех Договоров о разграничении предметов ведения и полномочий между федеральными органами государственной власти Российской Федерации и органами власти республик; органами власти краев, областей, городов Москвы и Санкт-Петербурга; органами власти автономной области и автономных округов.

По содержанию регулируемых вопросов предметы ведения Российской Федерации Конституция делит на две группы:

1. Исключительные предметы ведения и полномочия Российской Федерации (ст. 71 Конституции РФ).

2. Совместные предметы ведения и полномочия Российской Федерации и ее субъектов (ст. 72 Конституции РФ).

Кроме данных полномочий по исключительному предмету ведения Российской Федерации, закрепленных в ст. 71 Конституции РФ, ряд полномочий содержится в статьях основного закона, устанавливающих компетенцию высших органов государственной власти Российской Федерации и в других федеральных законах.

Федеративный характер национально-государственного устройства России обусловил необходимость конституционного закрепления предметов совместного ведения федерации и ее субъектов. Дополнительно гарантируя равноправие субъектов федерации Конституции РФ устанавливает, что данные положения в равной мере распространяются на все субъекты РФ. Установленный Конституцией, Федеративным договором и другими федеральными законами объем полномочий федерации может корректироваться договорами и соглашениями между РФ и ее субъектами. Конституция РФ и Федеративный договор предусматривают возможность взаимного делегирования, передачи части своих полномочий органами исполнительной власти РФ и ее субъектов.

Предыдущая