Поиск

Реклама



О.А. Лупандина
Конституционное (государственное) право Российской Федерации
Учебное пособие. – Таганрог: Изд-во ТТИ ЮФУ, 2009. – 178 с.

Предыдущая

Тема 2. Конституционное развитие России. Конституция РФ 1993г.

5. Структура Конституции России

Под структурой конституции понимается принятый в ней порядок, посредством которого устанавливается определенная система группировки однородных конституционных норм в разделы, главы и последовательность их расположения.

В основе определения последовательности расположения в конституции норм лежат факторы, основанные на учете взаимосвязи этих норм друг с другом, мотивы первичности и производности норм друг от друга.

Конституция состоит из преамбулы и двух разделов, второй раздел носит процессуально-переходный характер.

Первый раздел состоит из 9 глав (137 статей):

1.  Основы конституционного строя.

2.  Права и свободы человека и гражданина.

3.  Федеративное устройство.

4.  Президент.

5.  Федеральное собрание.

6.  Правительство РФ.

7.  Судебная власть.

8.  Местное самоуправление.

9.  Конституционные поправки и пересмотр конституции.

Второй раздел носит название  «Заключительные и переходные положения».

В структуре новой Конституции России четко прослеживаются те концептуальные идеи, на которых она основана. Это проявляется в следующих изменениях структуры:

1.  В изменении названия первого раздела. Введение нового понятия «Основы конституционного строя» не простая замена понятия «общественный» на «конституционный», а отражение качественного изменения характеристики строя.

2.  В связи с отказом от формы правления в виде советской республики, переходом на парламентскую систему снят раздел четвертый «Советы народных депутатов Российской Федерации и порядок их избрания».

3.  Глава о Президенте открывает перечень глав об органах государственной власти. В этом отражается новый статус Президента, присущий ему как главе государства.

4.  Последовательно и четко отражен в структуре Конституции принцип разделения властей.

5.  Концепция обновления федеративного устройства, новый статус субъектов Российской Федерации, иные принципы разграничения полномочий получили отражение в структуре Конституции путем установления специальных разделов.

6.  Снят раздел о государственном плане экономического и социального развития России.

7.  В прежней Конституции права и свободы человека и гражданина были включены в раздел «Государство и личность». В новой Конституции глава называется «Права и свободы человека и гражданина», что показывает самоценность личности как таковой без увязки ее статуса непосредственно с государством.

8.  Конституция Российской Федерации 1993 г. не включила в свой текст Федеративного Договора, поскольку его положения нашли отражение в статьях Конституции.

9.  В целом по своей структуре Конституция 1993 г. в отличие от прежней стала более компактной, четкой и юридически строгой по логике своего построения и научной обоснованности последовательности глав.

10.  Раздел второй Конституции «Заключительные переходные положения» в истории российской конституции появился впервые. В конституциях зарубежных стран наличие такого раздела явление нередкое.

В этом разделе в Конституции Российской Федерации закрепляются положения по вопросам:

-  которые связаны с введением новой Конституции в действие;

-  фиксируется прекращение действия прежней Конституции;

-  закрепляется соотношение новой Конституции и Федеративного Договора;

-  отражается порядок применения законов и иных правовых актов, действовавших до вступления в силу настоящей Конституции;

-  указаны основания, на которых продолжают действовать ранее образованные органы.

В то же время необходимо выделить некоторые недостатки структуры Конституции РФ.

Нарушена логика структуры документа. Текст Конституции условно можно разделить на четыре взаимосвязанные и взаимообусловленные части. Первые три из них закрепляют элементы формы Российского государства (политический режим фиксируют главы 1 и 2, форму государственного устройства - глава 3, форму правления главы - 4, 5, 6 и 7), а четвертая часть регламентирует порядок вступления в силу, изменения и пересмотра Конституции (гл. 9 и Раздел второй). Однако в эту структуру абсолютно не вписывается глава 8, посвященная местному самоуправлению.

Данный институт поставлен в один ряд с ветвями государственной власти, хотя законодательная техника подсказывала необходимость закрепить данные положения в ст. 12 Конституции. Вероятно, разработчики документа хотели подчеркнуть особое значение местного самоуправления в системе российской демократии. Отсюда "однопорядковость" муниципальных образований органам государства, хотя местные органы власти не относятся к органам государственной власти РФ.

Кроме того,  в гл. 7 "Судебная власть" включены положения, определяющие правовой статус прокуратуры, хотя юридическая природа указанного органа свидетельствует о его принадлежности более к исполнительной ветви государственной власти. Нынешнее местонахождение института прокуратуры сбивает с толку не только не искушенных в юриспруденции граждан, пытающихся искать правосудия там, где его нет, и буквально "заваливающих" прокуроров вопросами, относящимися к компетенции суда. Оно порождает и бесплодные научные дискуссии об особом характере прокурорской власти в системе разделения властей в Российском государстве.

Указанных недостатков в области законодательной техники можно было избежать, если бы при подготовке документа ограничились закреплением в нем лишь порядка назначения Генерального прокурора в главах, посвященных полномочиям Президента и Федерального Собрания, а регламентацию иных вопросов сделали предметом федерального закона о прокуратуре. Это сняло бы все неясности в вопросе о конституционном статусе прокурорского надзора. Кстати, подобным образом поступили со Счетной палатой, что ничуть не ухудшило ее правового положения.

Предыдущая