Поиск

Реклама

Администратор сайта



О.А. Лупандина
Конституционное (государственное) право Российской Федерации
Учебное пособие. – Таганрог: Изд-во ТТИ ЮФУ, 2009. – 178 с.

Предыдущая

Тема 2. Конституционное развитие России. Конституция РФ 1993г.

1. Конституционное развитие России

Конституционное право — сравнительно молодая наука и достаточно молодая отрасль.

Нормы, регулирующие основы государственного строя, существовали во всех государствах, даже самых древних. Однако в то время не существовало конституционного права в современном его понимании в связи с тем, что отсутствовало понятие о неотчуждаемости и естественной природе прав человека.

Первые конституции как законодательные акты появились в эпоху буржуазных революций в Европе, когда нарождающийся класс буржуазии стремился закрепить свои права на государственном уровне. Эта события происходили на фоне упадка абсолютизма.

Самая первая конституция (неписаная) появилась в Англии и явилась началом британского парламентаризма. Английский парламент обязан своим существованием буржуазной революции. Из Англии этот законодательный орган впоследствии перекочевал в другие страны.

В первых конституциях закреплялись ставшие сейчас традиционными основные права и свободы граждан, такие как право на жизнь, право частной собственности, свобода вероисповедания, свобода совести, а также основы государственного строя и т. д.

Часто конституции как государственные акты появлялись вслед за декларациями независимости. Так, Конституция США появилась вслед за образованием независимого от Великобритании государства.

Первые конституции возникли под влиянием буржуазной философской мысли эпохи Просвещения таких мыслителей, как Руссо, Вольтер, Монтескье и др. Идеи «разделения властей» и «сдержек и противовесов» оказали на процесс возникновения конституций самое непосредственное влияние.

В Российском государстве основы конституционного строя и первые законодательные акты, которые носили конституционный характер возникли в начале двадцатого века.

Первым законодательным актом, имевшим конституционное значение, стал Манифест 17 октября 1905 года, который провозгласил введение гражданских свобод и создание законодательного органа в виде Государственной Думы.

В апреле 1906 года были приняты “Основные государственные законы”, определившие двухпалатную парламентскую систему, однако устанавливающие, что вместе с Думой и Государственным советом законодательную власть осуществляет император, без утверждения которым ни один закон не приобретает силы.

В октябре 1905 года актом “О мерах к укреплению единства в деятельности министерств головных управлений” была осуществлена реорганизация Совета Министров, превращенного в постоянно действующий орган.

С 1906 года каждое губернское земское собрание получило право выбирать по одному члену Государственного совета Указом “Об изменении положения о выборах в Государственную думу” от 11 декабря 1905 года значительно расширен круг избирателей.

О конституционном характере “Основных государственных законов” свидетельствует то, что их изменение могло осуществляться только по инициативе императора.

До 1917 года был принят ряд актов, развивающих положения основных законов: Закон о военно-полевых судах; Указ об уравнении крестьян в правах с другими сословиями; Указ о праве крестьян закреплять за собой их наделы; новое положение о выборах; Закон о порядке издания касающихся Финляндии законов и постановлений; Указ о роспуске Государственной думы от 25 февраля 1917 года и др.

В результате октябрьских событий к власти пришла новая политическая сила, с появлением которой связано принятие конституции социалистического типа.

Первая советская конституция России была принята 10 июля 1918 года, которая закрепляла диктатуру пролетариата и власть Советов рабочих, солдатских и крестьянских депутатов, установление социалистической собственности на средства и орудия производства и ликвидацию эксплуатации человека человеком, установление полного национального равноправия и права наций на государственное самоопределение; создание новой системы государственных органов и принципов их организации и деятельности, равноправие трудящихся.

Конституция РСФСР 1918 года носила четко выраженный классовый характер, являлась средством юридического закрепления диктатуры пролетариата, полновластия трудящихся, руководимых рабочим классом. Она явилась образцом для конституций других независимых советских республик Белорусской (1919 года), Украинской (1919 года), Азербайджанской (1921 года), Армянской  (1922 года), Грузинской (1922 года).

После образования Союза ССР в 1922 году на основе Декларации и Договора об образовании СССР была принята первая общесоюзная Конституция СССР 1924 г., а на ее основе — новая Конституция РСФСР 1925 г.

Дальнейшее развитие Российской Конституции шло на основе общесоюзной конституции и в строгом соответствии с ней.

В середине 30-х годов в советском союзном государстве было провозглашено построение основ социализма. Социалистические общественные отношения стали господствующими в экономике, политике, социально-культурной области. Эти изменения потребовали конституционного закрепления.

В 1937 г. была принята новая Конституция РСФСР, которая отразила факт победы социализма в стране; закрепила господство социалистической системы хозяйства и социалистической собственности на орудия и средства производства; провозгласила перерастание государства диктатуры пролетариата в общенародное государство; установила конституционный принцип равенства граждан, отменила все ограничения избирательных прав, ввела новую систему представительных органов государственной власти; расширила конституционно закрепленный круг прав и свобод граждан.

В 1977 г. в связи с провозглашением построения социализма и общенародного государства в СССР была принята после всенародного обсуждения новая Конституция. На ее основе в 1978 г. была принята Конституция РСФСР, действовавшая до декабря 1993 г., хотя и со значительными изменениями и дополнениями.

В декабре 1993 г. путем всенародного голосования была принята новая Конституция России, положившая начало новому этапу конституционного развития страны.

Необходимость принятия этой конституции была обусловлена коренными преобразованиями в жизни Российского общества. Сущность этих преобразований состоит в переходе от социалистической системы хозяйства к рыночной экономике, от авторитарной политической системы к многопартийности, от всевластия советов к разделению властей, к построению демократического правового государства. Многочисленные изменения и дополнения Конституции РСФСР 1978 г. не могли адекватно отразить все изменения в характере общественных отношений.

Какие принципиально новые положения содержатся в Конституции Российской Федерации 1993 г.?

По-новому закреплены основополагающие принципы общественного устройства, которые сформулированы в главе 1 “Основы конституционного строя”.

Россия провозглашается демократическим федеративным правовым государством с республиканской формой правления. Закреплено, что носителем суверенитета и единственным источником власти является многонациональный народ России.

К числу основ конституционного строя отнесено признание человека, его прав и свобод высшей ценностью, а соблюдение и защита прав и свобод является обязанностью государства.

В Конституции Российской Федерации 1993 г. последовательно проведен классический принцип государственности — разделение законодательной, исполнительной и судебной властей, которые являются самостоятельными (ст. 10).

Важной конституционной новеллой является положение об особой защите установленной системы государственной власти. Как подчеркивается в ст. 3 “никто не может присваивать власть в Российской Федерации. Захват власти или присвоение властных полномочий преследуется по федеральному закону”.

В отличие от Конституции РСФСР 1978 г. в Конституции Российской Федерации нет специальной главы, регулирующей экономическую систему. Однако эти вопросы нашли свое отражение в закреплении института частной собственности, в том числе и на землю (ст. 8, 9, 35, 36), установлено признание и равная защита частной, государственной, муниципальной и иных форм собственности.

В целях недопущения господства той или иной идеологии в обществе, Конституция Российской Федерации 1993 г. устанавливает принцип идеологического многообразия. Согласно ст. 13 никакая идеология не может устанавливаться в качестве государственной или обязательной. Этот принцип дополняется признанием многопартийности, установлением равенства общественных объединений перед законом.

Впервые в российском конституционном законодательстве Конституция РФ 1993 г. устанавливает светский характер Российской Федерации. Никакая религия не может устанавливаться в качестве государственной или обязательной. Религиозные объединения отделены от государства и равны перед законом.

Россия провозглашена правовым государством. В этой связи к основам конституционного строя отнесены положения о высшей юридической силе Конституции РФ и ее прямом действии на всей территории государства, о соответствии Конституции законов и иных правовых актов, об обязательности Конституции и законов для органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, граждан и их объединений.

В Конституции 1993 г. впервые в нашем законодательстве устанавливается, что законы подлежат официальному опубликованию. Неопубликованные законы не применяются. Любые нормативно-правовые акты, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, не могут применяться, если они не опубликованы официально для всеобщего сведения (ст. 15).

Впервые в Конституции закреплено положение о том, что общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации являются составной частью ее правовой системы. Если международным договором Российской Федерации установлены другие правила, чем предусмотренные законом, то применяются правила международного договора.

Важное значение имеет также впервые закрепленный в Конституции принцип непосредственного действия конституционных прав и свобод. В Конституции 1993 г. содержится ряд важнейших положений, направленных на укрепление единства Российской Федерации, на сохранение России как единого федеративного государства. Принципиальный характер носят положения статей 4 и 5 Конституции, в которых закреплено, что суверенитет России распространяется на всю ее территорию.

Для сохранения целостности, да и самого существования России принципиальный характер имеет ликвидация в Конституции России 1993 г. понятия суверенитета республик, входящих в Российскую Федерацию. В Конституции установлено, что во взаимоотношениях с федеральными органами власти все субъекты федерации равноправны.

Конституция 1993 г. содержит ряд новых положений в сфере организации и деятельности системы органов государственной власти. Закрепив принцип разделения властей, Конституция 1993 г. выводит Президента из системы исполнительной власти и ставит его на особое самостоятельное место в системе федеральных органов государственной власти. По существу Президент как глава государства, гарант конституционного строя стоит над ветвями власти. Это проявляется также в том, что на него возложены определение основных направлений внутренней и внешней политики, функции своеобразного арбитра в спорах между органами власти федерации и др.

Конституция РФ 1993 г устанавливает различный порядок формирования, численность, особый статус, сферу полномочий, порядок работы Федерального Собрания Российской Федерации. По существу, в Конституции РФ проведено классическое деление на нижнюю и верхнюю палаты, свойственное большинству парламентов стран мира.

Значительные изменения внесены в законодательный процесс. Конституция вводит ранее неизвестный вид законодательного акта — федеральный конституционный закон и устанавливает особый порядок его принятия.

Предыдущая