Поиск

Реклама

Администратор сайта



О.А. Лупандина
Конституционное (государственное) право Российской Федерации
Учебное пособие. – Таганрог: Изд-во ТТИ ЮФУ, 2009. – 178 с.

Предыдущая

Тема 21. Местное управление и самоуправление в РФ

1. Понятие и система местного самоуправления в России

В соответствии с Конституцией России (п. 2 ст. 3) народ вправе осуществлять свою власть не только через органы государственной власти и непосредственно, но и через органы местного самоуправления. Тем самым на конституционном уровне впервые закреплено существование независимой от государства системы власти народа для решения вопросов местного значения. Именно такой подход к содержанию властных полномочий органов местного самоуправления отражает ст. 130 (п. 1) Конституции России: “Местное самоуправление в Российской Федерации обеспечивает самостоятельное решение населением вопросов местного значения, владение, пользование и распоряжение муниципальной собственностью”. Федеральный закон “Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации” определяет местное самоуправление как признаваемую и гарантируемую Конституцией России самостоятельную деятельность населения по решению непосредственно или через органы местного самоуправления вопросов местного значения, исходя из интересов населения, его исторических и иных местных традиций.

Указанный закон определил, прежде всего, систему местного самоуправления в России. Такая система включает в себя законодательную регламентацию и практическое осуществление:

1)  территориальных пределов местного самоуправления, его разновидностей;

2)  механизма местного самоуправления;

3)  основных принципов местного самоуправления;

4)  полномочий органов и должностных лиц местного самоуправления;

5)  гарантий осуществления местного самоуправления.

Принципиальным положением Федерального закона “Об общих принципах организации местного самоуправления” является указание на то, что его система базируется на территориальной основе, в пределах территорий муниципальных образований.

Под муниципальными образованиями Закон (ст. 1) понимает городское, сельское поселение, несколько поселений, объединенных общей территорией, часть поселения, иная населенная территория, в пределах которых осуществляется местное самоуправление, имеется муниципальная собственность, местный бюджет и выборные органы местного самоуправления.

Одновременно закон указывает на основные разновидности субъектов местного самоуправления. Ими могут быть:

1)  городские и сельские поселения;

2)  части указанных поселений (районы городов, микрорайоны, кварталы, улицы и т. п.);

3)  совокупности поселений, объединяемых общей территорией (районы, уезды, сельские округа — волости, сельсоветы и т д).

Именно эти перечисленные виды территорий, отличающиеся во многом от официальных, административно-территориальных образований, призваны способствовать населению в решении многообразных вопросов местного значения.

Закон (ст. 1) устанавливает, что к такого рода вопросам относятся вопросы непосредственного обеспечения жизнедеятельности населения соответствующего муниципального образования.

Механизм местного самоуправления, представляющий собой организационные формы и методы его реализации, достаточно четко определен законодательством. Так, Конституция России (ст. 130 п. 2) установила, что местное самоуправление реализуется гражданами путем референдума, выборов, других форм прямого волеизъявления, через выборные и другие органы местного самоуправления.

Конкретизация форм и методов местного самоуправления осуществлена Федеральным законом, законодательными актами субъектов России, а также уставами соответствующих муниципальных образований.

Их анализ позволяет сделать вывод, что механизм местного самоуправления включает в себя:

1)  органы и должностные лица местного самоуправления;

2)  формы прямого волеизъявления граждан;

3)  территориальное общественное самоуправление.

К числу органов и должностных лиц местного самоуправления относятся прежде всего выборные органы: представительные, состоящие из депутатов, избираемых на основе всеобщего, равного и прямого избирательного права при тайном голосовании; выборные главы муниципального образования и другие избираемые населением должностные лица.

Кроме выборных органов, уставами муниципальных образований могут учреждаться иные органы и должностные лица местного самоуправления. Порядок их образования, сроки полномочий определяются в каждом конкретном случае уставами соответствующих муниципальных образований.

Прямое волеизъявление граждан по вопросам местного значения может осуществляться путем проведения местных референдумов, муниципальных выборов, собраний (сходов) граждан, а также посредством народной правотворческой инициативы и обращений граждан в органы местного самоуправления.

Законодательством субъектов Российской Федерации установлены правила:

1)  решения местных референдумов и собраний (сходов), принятые большинством голосов граждан, являются обязательными на территории соответствующего муниципального образования;

2)  проекты правовых актов местного значения и обращения граждан должны быть обязательно рассмотрены и по ним должны быть приняты соответствующие решения.

Предусмотренное законодательством территориальное общественное самоуправление дает гражданам реальную возможность самоорганизовываться по месту их жительства на части территории муниципального образования (например, микрорайонов городов, кварталов, улиц, домов, дворов и т. п.). Кроме того, с учетом исторических и национальных традиций, а также местных особенностей могут формироваться и другие формы общественного самоуправления (родительские комитеты в дошкольных и школьных образовательных учреждениях, общественные советы библиотек, женские советы, местные комитеты ветеранов и т. п.).

В механизме местного самоуправления важное место принадлежит принципам его реализации. Среди них:

1)  организационная обособленность местного самоуправления от органов государственной власти;

2)  формирование органов местного самоуправления непосредственно населением соответствующего муниципального образования;

3)  многообразие организационных норм местного самоуправления;

4)  самостоятельность местного самоуправления в рамках решения вопросов местного значения;

5)  возможность взаимодействия с органами государственной власти при решении сложных вопросов жизнедеятельности муниципального образования;

6)  обеспечение государством правовых и организационных гарантий местного самоуправления.

Предыдущая