Поиск

Реклама



О.А. Лупандина
Конституционное (государственное) право Российской Федерации
Учебное пособие. – Таганрог: Изд-во ТТИ ЮФУ, 2009. – 178 с.

Предыдущая

Тема 14. Законодательный процесс в Федеральном Собрании

Свои важнейшие полномочия Российский парламент осуществляет посредством принятия законодательных актов. Процесс принятия законов складывается из ряда стадий (этапов).

Первой из них является стадия реализации права законодательной инициативы. В соответствии со ст. 104 Конституции Российской Федерации право законодательной инициативы (т е. права внесения в Российский парламент проектов законов) принадлежит Президенту России, Совету Федерации, членам Совета Федерации (лично или группе), депутатам Государственной Думы (также лично или группе), Правительству России, законодательным (представительным) органам субъектов Российской Федерации. Право законодательной инициативы принадлежит также Конституционному Суду РФ, Верховному Суду РФ, Высшему Арбитражному Суду РФ по вопросам их ведения. Министерства, ведомства, политические партии и иные общественные объединения, не обладающие правом законодательной инициативы, могут вносить законопроекты только посредством указанных выше субъектов законодательной инициативы.

Законопроекты вносятся в нижнюю палату парламента — Государственную Думу. При этом должно быть соблюдено правило о том, что законопроекты по вопросам о введении или отмене налогов, освобождении от их уплаты, о выпуске государственных займов, об изменении финансовых обязательств государства, а также другие законопроекты, предусматривающие расходы, покрываемые за счет федерального бюджета, могут быть внесены в Государственную Думу только при наличии заключения Правительства Российской Федерации.

Следующей стадией является предварительное рассмотрение законопроекта. При поступлении законопроекта Совет Государственной Думы направляет его в комитет палаты, соответствующий профилю представленного проекта и назначает данный комитет ответственным по законопроекту. Если законопроект направляется в несколько комитетов, Совет Государственной Думы определяет из числа этих комитетов один ответственный по законопроекту. Законопроекты по вопросам совместного ведения Российской Федерации и ее субъектов направляются каждому из субъектов России для дачи предложений и замечаний по существу законопроектов.

Третья стадия законодательного процесса включает в себя сложную процедуру рассмотрения законопроекта в Государственной Думе. В палате сложилась и нашла свое закрепление в Регламенте практика рассмотрения проектов законодательных актов в три чтения.

Первое чтение проводится в палате при поступлении законопроекта и сводится в основном к обсуждению депутатами вопроса о целесообразности принятия закона по данному вопросу. В результате обсуждения Государственная Дума вправе принять одно из следующих решений:

одобрить законопроект и продолжить работу над ним с учетом высказанных замечаний и предложений;

отклонить законопроект;

принять закон в окончательной редакции; направить законопроект на всенародное обсуждение.

Если палатой принято решение продолжать работу над законопроектом, то Государственная Дума обычно устанавливает срок подачи поправок к законопроекту и определяет время вынесения его на следующее, второе, чтение. Правом внесения поправок обладают все указанные выше субъекты законодательной инициативы.

Второе чтение начинается с доклада представителя ответственного комитета Государственной Думы. Он сообщает депутатам результаты рассмотрения законопроекта в комитете и работы с поступившими поправками. Затем выступают представитель инициатора законопроекта, а при необходимости, представители Президента России и Правительства Российской Федерации в парламенте страны. В прениях по законопроекту могут участвовать и депутаты Государственной Думы.

Третье чтение состоит в принятии закона. Это — четвертая стадия законодательного процесса. С учетом того, что Конституция России предусматривает принятие федеральных законов (по вопросам, указанным в ст. 3, 25, 37, 41, 49, 50 и др. Конституции), а также федеральных конституционных законов (ст. 56,65, 66, 70,118,128 Конституции), порядок их принятия в соответствии с Основным законом РФ и Регламентом палаты существенно отличаются. Федеральные законы принимаются большинством голосов от общего числа депутатов Государственной Думы. Федеральный конституционный закон считается принятым, если за него проголосовало не менее двух третей депутатов Государственной Думы.

Принятые Государственной Думой законы передаются на рассмотрение в Совет Федерации.

Следующая, пятая стадия — рассмотрение и одобрение принятого закона Советом Федерации. Федеральный закон считается одобренным Советом Федерации, если за него проголосовало более половины от общего числа членов этой палаты. Следует отметить, что принятый нижней палатой парламента закон не является неизвестным для Совета Федерации, так как после первого чтения законопроект дорабатывается не только в комитетах и комиссиях Государственной Думы, но и передается для рассмотрения в соответствующие комитеты и комиссии Совета Федерации. Согласно ст. 105 Конституции, федеральный закон считается принятым также и в том случае, если в течение 14 дней он не был рассмотрен Советом Федерации.

Однако обязательному рассмотрению в Совете Федерации подлежат принятые Государственной Думой федеральные законы (ст. 106 Конституции) по вопросам:

а) федерального бюджета;

б) федеральных налогов и сборов;

в) финансового, валютного, кредитного, таможенного регулирования, денежной эмиссии;

г) ратификации и денонсации международных договоров Российской Федерации;

д) статуса и защиты государственной границы Российской Федерации;

е) войны и мира.

В случае отклонения федерального закона Советом Федерации, обе палаты парламента могут создать согласительную комиссию из числа своих членов для преодоления возникших разногласий, после чего федеральный закон подлежит повторному рассмотрению Государственной Думой. В случае несогласия Государственной Думы с решением Совета Федерации федеральный закон считается принятым, если при повторном голосовании за него проголосовало не менее двух третей от общего числа депутатов Государственной Думы.

Несколько иной порядок предусмотрен Конституцией (ст. 108) и Регламентом Совета Федерации для одобрения федеральных конституционных законов. Они считаются принятыми, если одобрены большинством не менее трех четвертей голосов от общего числа членов Совета Федерации.

Завершающей стадией законодательного процесса является подписание Президентом России закона и его обнародование.

Конституция РФ (ст. 107) устанавливает, что принятый федеральный закон в течение пяти дней должен быть направлен Президенту для подписания и обнародования. Президент в течение 14 дней подписывает федеральный закон и обнародует его. Если Президент в течение этого срока отклонит его, то Государственная Дума и Совет Федерации вновь рассматривают данный закон.

Если при повторном рассмотрении федеральный закон будет одобрен в ранее принятой редакции большинством не менее двух третей голосов от общего числа членов Совета Федерации и депутатов Государственной Думы, он подлежит подписанию Президентом в течение семи дней и обнародованию. Принятый обеими палатами парламента федеральный конституционный закон подлежит безусловному подписанию Президентом в течение 14 дней и обнародованию.

Федеральные конституционные и федеральные законы подлежат официальному опубликованию в течение семи дней со дня их подписания Президентом. Официальным опубликованием признается первая публикация полного текста законов в “Российской газете” или бюллетене “Собрание законодательства Российской Федерации”.

Федеральные законы вступают в силу на всей территории Российской Федерации одновременно по истечении 10 дней со дня их официального опубликования. Этот срок не применяется лишь тогда, когда в самом федеральном законе установлен другой срок введения его в действие. 

Контрольные вопросы по теме 14

1.    Каковы основные стадии законотворческого процесса?

2.    Каков порядок приостановления и прекращения действия нормативных правовых актов?

3.    На каких стадиях законотворческого процесса проводят правовую и лингвистическую экспертизу законопроекта?

4.    Какие из этапов законотворческого процесса обязательны, а какие могут отсутствовать?

5.    Как соотносятся понятия «обнародование законов» и «опубликование законов»?

Предыдущая