О.А. Лупандина
Конституционное (государственное) право Российской Федерации
Учебное пособие. – Таганрог: Изд-во ТТИ ЮФУ, 2009. – 178 с.

Предыдущая

Тема 11. Конституционная система органов государства. Виды государственных органов в РФ, их система и конституционно-правовой статус

2. Основные принципы деятельности государственных органов РФ

Единство системы государственной власти в Российской Федерации обусловливает единство принципов организации и деятельности государственных органов. К. числу таких принципов относятся следующие:

Формирование государственных органов народом или по его поручению соответствующими органами власти. Статья 3 Конституции РФ устанавливает, что носителем суверенитета и единственным источником власти в нашем государстве является его многонациональный народ, осуществляющий свою власть, наряду с другими организационно-правовыми формами и через органы государственной власти.

Самостоятельность органов законодательной, исполнительной и судебной власти как принцип организации и деятельности государственных органов прямо устанавливается Конституцией РФ (ст. 10) и осуществляется на основе разделения государственной власти на законодательную, исполнительную и судебную. Согласно указанному принципу, ни один государственный орган не вправе выходить за пределы полномочий, установленных для него Конституцией Российской Федерации и другими законами. Действуя в этих пределах, государственные органы имеют возможность взаимодействовать между собой, уравновешивать друг друга, контролировать работу органов иных ветвей власти, указывать на нарушение закона.

Принцип территориальной организации властных структур вытекает из федеративного устройства России. В соответствии со статьей 11 Конституции РФ государственную власть на территории России в целом осуществляют федеральные органы: Президент Российской Федерации, Федеральное Собрание (Совет Федерации и Государственная Дума), Правительство Российской Федерации, а также суды Российской Федерации. Эта же норма Конституции России устанавливает, что государственная власть в субъектах Российской Федерации осуществляется образуемыми ими государственными органами.

Разграничение предметов ведения и полномочий между органами государственной власти в Российской Федерации также определяется федеративным устройством нашего государства. В соответствии со ст. 11 п. 3 Конституции РФ разграничение предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти ее субъектов осуществляется самой Конституцией России, Федеративным и иными договорами о разграничении предметов ведения и полномочий. Данный принцип реализован в положениях ст. 71-73 Конституции РФ. При этом важно обратить внимание на то, что Конституция Российской Федерации, а вслед за ней и текущее законодательство вкладывает разный смысл в понятия “предметы ведения” и “полномочия”. Под предметом ведения понимаются вопросы, которые вправе решать те или иные государственные органы (бюджет, налоги и сборы и т.п.). Полномочия государственных органов — это установленная законом мера участия соответствующего государственного органа (его права и обязанности) в решении какого-либо вопроса.

Принцип законности в деятельности органов государственной власти означает строгое и неуклонное соблюдение законов в практической работе каждого государственного органа в целом и любого его должностного лица.

Осуществление своих полномочий в интересах реализации прав и свобод человека и гражданина — один из основополагающих принципов организации и деятельности органов Российского государства. Статья 18 Конституции РФ устанавливает, что права и свободы человека и гражданина определяют содержание деятельности законодательной и исполнительной власти и обеспечиваются правосудием.

Реализация принципа употребления в органах государственной власти национальных языков, наряду с русским, предопределяется конституционной нормой (ст. 26 п. 2) о том, что каждый имеет право на пользование родным языком, на свободный выбор языка общения.

Предыдущая

Поиск

Реклама