Поиск

Реклама

Администратор сайта



И.З. Фархутдинов
Международное инвестиционное право и процесс
Учебник. - М.: "Проспект", 2010.

Предыдущая

Глава 5. Понятийный аппарат в сфере иностранных инвестиций

5.2. Иностранный инвестор

5.2.3. Иностранный гражданин, лицо без гражданства

Следует особо остановиться на второй категории потенциальных инвесторов, т.е. на иностранных гражданах. Федеральный закон об иностранных инвестициях относит к иностранным инвесторам иностранных граждан, под которыми понимаются также лица, не являющиеся гражданами данного государства и имеющие доказательства принадлежности к гражданству иностранного государства, а также лица без гражданства - при условии, что они имеют постоянное место жительства за пределами России.

Иностранные граждане или лица без гражданства пользуются в Российской Федерации гражданской правоспособностью, в том числе и в области инвестиционных отношений, наравне с российскими гражданами. Отдельные изъятия из этого правила могут быть предусмотрены законодательством Российской Федерации.

Поскольку лица без гражданства не имеют особой роли в данной сфере, мы не будем специально разбирать данную категорию потенциальных иностранных инвесторов.

Как известно, в соответствии с действующей Конституцией РФ 1993 г. (ч. 1 ст. 62), гражданин Российской Федерации может иметь гражданство зарубежного государства (двойное гражданство) в соответствии с федеральным законом или международным договором России.

Иностранный гражданин - это лицо, имеющее особую правовую связь (гражданство) с определенным государством. В этом государстве правовой статус гражданина наиболее определен. Но этот статус не следует за гражданином на территории иной страны. За рубежом такое лицо имеет статус иностранного лица.

Наряду с иностранными юридическими лицами могут выступать также иностранные физические лица, в круг которых включаются иностранные граждане и лица без гражданства (при условии, что они постоянно проживают за пределами Российской Федерации). Предыдущий аналогичный закон требовал от физических лиц быть зарегистрированными для ведения хозяйственной деятельности в их стране гражданства или в постоянном месте жительства, т.е. наличие у них статуса индивидуального предпринимателя. Закон об иностранных инвестициях 1999 г. ограничивается отсылкой к праву страны гражданства (для иностранных граждан) и к праву страны постоянного места жительства (для лиц без гражданства) для определения их гражданско-правовой дееспособности, в том числе и для наличия у них правомочия осуществлять инвестиции на территории России.

Как видно из вышеизложенного, двусторонние международные соглашения Российской Федерации с другими государствами предусматривают, что термин "инвестор" в отношении каждой из договаривающихся сторон означает физическое лицо, которое является гражданином этой стороны в соответствии с ее законодательством.

Но по-иному трактует этот вопрос договор России с ФРГ, в котором этот вопрос в силу особых обстоятельств был решен иначе. Инвестор, в трактовке этого договора, означает физическое лицо с постоянным местом жительства в соответствующей сфере действия договора, правомочно осуществлять капиталовложения (ст. 1).

Следовательно, в данном случае применяется принцип постоянного места жительства инвестора на территории ФРГ, а не принцип гражданства, как в других аналогичных соглашениях. Это объясняется тем обстоятельством, что в соответствии со ст. 116 Конституции ФРГ немцами считаются не только лица, обладающие немецким гражданством, но и беженцы или изгнанники немецкого происхождения.

Проблема так называемых фольксдойче, которые постоянно проживали в СССР и имели советское гражданство, не была решена между нашими странами до сих пор. По этой причине договаривающиеся стороны не могли брать в основу принцип гражданства применительно к инвесторам и вынуждены исходить из факта связи физических лиц с определенной территорией. Данное положение, законодательно закрепленное в рассматриваемом договоре, обязывает стороны оказывать защиту на всех физических лиц, постоянно проживающих на территории соответствующей страны.

Интересным является то обстоятельство, что в широкий круг субъектов договора между нашей страной и ФРГ о содействии осуществлению и взаимной защите капиталовложений подпадают граждане других государств - членов Европейского союза, которые на основании ст. 52 Римского договора 1956 г. имеют право поселиться в ФРГ и приобрести место постоянного жительства. Кстати, 9 декабря 1993 г. была подписана Совместная политическая декларация о партнерстве и сотрудничестве между Российской Федерацией и Европейским союзом. Так, в частности, говорится, что экономическое сотрудничество будет направлено на создание благоприятного климата для инвестиций, в первую очередь путем улучшения условий защиты инвестиций, движения капиталов и обмена информацией об инвестиционных возможностях.

Что же касается вопроса о распространении действия анализируемого договора на проживающих в России и других странах СНГ иностранцев, то он, по мнению специалистов, может быть решен в соответствии с общесоюзным Законом о правовом положении иностранных граждан в СССР от 24 июня 1981 г., который продолжает действовать и устанавливает две категории иностранных граждан: находящихся в СССР временно и проживающих в нем постоянно.

Примечательно то, что для отнесения иностранных граждан ко второй категории исходным является цель пребывания, а пребывание само по себе решающего значения не имеет. Срок пребывания, установленный в законодательстве для специальных целей (например, в налоговом законодательстве России), не может служить примером для определения лиц с постоянным местом жительства в нашей стране.

Говоря о правах и обязанностях иностранного инвестора, попутно заметим, что они определяются в другой стране как его национальным законодательством, так и законодательством страны пребывания. Согласно Конституции РФ 1993 г. иностранные граждане и лица без гражданства пользуются в нашей стране правами и несут обязанности наравне с ее гражданами, за исключением случаев, которые установлены международным договором или Федеральным законом (ч. 3 ст. 62).

Следует помнить, что иностранный гражданин в качестве физического лица весьма редко вступает непосредственно в инвестиционные правоотношения с государством. При этом каких-либо проблем, как показывает международная практика, не возникает.

Предыдущая