Поиск

Реклама

Администратор сайта



И.З. Фархутдинов
Международное инвестиционное право и процесс
Учебник. - М.: "Проспект", 2010.

Предыдущая

Глава 5. Понятийный аппарат в сфере иностранных инвестиций

5.2. Иностранный инвестор

5.2.1. Субъекты инвестиционных отношений

Вторым, но не менее важным, ключевым понятием в сфере правового регулирования иностранных инвестиций в России является иностранный инвестор, т.е. субъект инвестиционных правоотношений.

Субъектами инвестиционной деятельности могут быть российские физические и юридические лица, иностранные граждане и юридические лица, лица без гражданства, а также государства и международные организации.

С переходом к рыночной экономике основными участниками инвестиционных правоотношений являются субъекты предпринимательской деятельности, круг которых достаточно широк. Предпринимательскую деятельность ведут коммерческие организации и индивидуальные предприниматели, крестьянские (фермерские) хозяйства. В установленных законом пределах предпринимательской деятельностью вправе заниматься и некоммерческие организации. В соответствии со ст. 50 ГК РФ некоммерческие организации могут осуществлять предпринимательскую деятельность, если это необходимо для достижения целей, ради которых они созданы. Участниками правоотношений, возникающих в сфере предпринимательской деятельности, являются также государство (Российская Федерация), субъекты Федерации, муниципальные образования.

Иностранный инвестор - основной субъект международных инвестиционных отношений, лицо, которое осуществляет вложение капитала в тот или иной предпринимательский объект на территории государства-реципиента. Следовательно, определение круга лиц, которые признаются иностранными инвесторами, также имеет важное практическое значение в правовом регулировании иностранных инвестиций. Во-первых, от этого зависит предоставление соответствующих прав и льгот на основании национального законодательства и международных договоров. Во-вторых, правовой статус иностранного инвестора имеет значение при регистрации, допуске к занятию предпринимательской деятельностью. И наконец, если то или иное лицо признано инвестором в Российской Федерации, на него распространяются и другие условия, предусмотренные международным договором с соответствующей страной, а также, что тоже немаловажно, дипломатическая защита со стороны государства-инвестора.

Итак, кто с точки зрения российского законодательства наделяется соответствующими статусу иностранного инвестора правами и обязанностями?

Легальное определение иностранного инвестора дается в Федеральном законе от 9 июля 1999 г. N 160-ФЗ "Об иностранных инвестициях в Российской Федерации". В соответствии с данным законом (ст. 2) под иностранным инвестором понимаются:

- иностранное юридическое лицо, гражданская правоспособность которого определяется в соответствии с законодательством государства, в котором оно учреждено и которое вправе в соответствии с законодательством указанного государства осуществлять инвестиции на территории Российской Федерации;

- иностранная организация, не являющаяся юридическим лицом, гражданская правоспособность которой определяется в соответствии с законодательством государства, в котором она учреждена и которая вправе в соответствии с законодательством указанного государства осуществлять инвестиции на территории Российской Федерации;

- иностранный гражданин, гражданская правоспособность и дееспособность которого определяются в соответствии с законодательством государства его гражданства и который вправе в соответствии с законодательством указанного государства осуществлять инвестиции на территории Российской Федерации;

- лицо без гражданства, которое постоянно проживает за пределами Российской Федерации, гражданская правоспособность и дееспособность которого определяются в соответствии с законодательством государства его постоянного места жительства и которое вправе в соответствии с законодательством указанного государства осуществлять инвестиции на территории Российской Федерации;

- международная организация, которая вправе в соответствии с международным договором Российской Федерации осуществлять инвестиции на территории Российской Федерации;

- иностранные государства в соответствии с порядком, определяемым федеральными законами.

Вышеприведенное положение еще раз подтверждает, что Закон об иностранных инвестициях 1999 г. усовершенствовал терминологию инвестиционного законодательства. Действительно, по-новому раскрыта такая основополагающая дефиниция, как "иностранный инвестор". Ранее действовавший Закон, определявший иностранных инвесторов как "любые компании, фирмы, ассоциации, созданные в соответствии с законодательством страны своего местонахождения", не приводил четких коллизионных критериев установления правоспособности иностранных компаний осуществлять инвестиции на территории Российской Федерации и не разъяснял, понимаются ли под "компаниями, фирмами, ассоциациями" также и организации без статуса юридического лица (например, полное товарищество германского права).

Настоящий Закон при определении понятия "иностранный инвестор" использует категории международного частного права, о чем свидетельствует процитированный выше перечень лиц и организаций. Это не является достаточным для обозначения субъектов инвестиционной деятельности. Дело в том, что при этом следует учитывать в первую очередь правовой статус юридического лица (как инвестора или как объекта инвестиций) в России как в государстве, принимающем иностранные инвестиции. А это уже прерогатива национального права. Дело второе - особенности, связанные с определением государственной принадлежности (личного статуса) юридического лица по международному частному праву.

Приведенный выше перечень легализует признание Россией правоспособности иностранного юридического лица, иностранной организации, иностранного гражданина и лица без гражданства, определяемой иностранным законодательством, в ходе осуществления инвестиционной деятельности.

В соглашениях о поощрении и взаимной защите капиталовложений России с другими государствами обычно предусматривается, что термин "инвестор" означает, во-первых, физических лиц, имеющих гражданство договаривающейся стороны, во-вторых, любые корпорации, товарищества, компании, фирмы, предприятия, организации и ассоциации, учрежденные в соответствии с действующим на территории договаривающейся стороны законодательством, при условии, что они правомочны в соответствии с законодательством своей договаривающейся стороны осуществлять капиталовложения на территории другой договаривающейся стороны (ст. 1 Соглашения с Великобританией, ст. 1 Соглашения с Канадой, ст. 1 Соглашения с Кореей, ст. 1 Соглашения с Турцией и др.)

Несколько по-иному термин "инвестор" трактуют Соглашения с Австрией (ст. 1), Бельгией и Люксембургом (ст. 1), Финляндией (ст. 1), Францией (ст. 1) и др. В данном случае под инвесторами понимаются любые физические и юридические лица, правомочные в соответствии с законодательством своей страны осуществлять инвестиционную деятельность на территории другой договаривающейся стороны.

В круг инвесторов Договор между Российской Федерацией и Соединенными Штатами Америки о поощрении и защите капиталовложений относит компании, правомерно учрежденные "в соответствии с законодательством Стороны, либо ее национального государственного или административно-территориального образования, независимо от того, созданы ли они для извлечения доходов или для иных целей и является ли их капитал частным или государственным" (ст. 1).

Таким образом, иностранные юридические лица могут участвовать в предпринимательской деятельности на территории Российской Федерации в различных формах. При этом объем их правоспособности зависит, во-первых, от того, на какого режима они действуют, и, во-вторых, какие права и обязанности они могут реализовывать в конкретных сферах экономики.

Исчерпывающий перечень организационно-правовых форм содержится в Гражданском кодексе РФ. Каждая из закрепленных в нем организационно-правовых форм имеет свои достоинства и недостатки, вопрос об их выборе решается иностранными инвесторами самостоятельно.

В свете классификации хозяйственных товариществ и обществ, закрепленной частью первой Гражданского кодекса РФ, предприятия с иностранными инвестициями могут образовываться в пяти организационно-правовых формах предпринимательской деятельности:

1) полное товарищество;

2) товарищество на вере;

3) общество с ограниченной ответственностью;

4) общество с дополнительной ответственностью;

5) акционерное общество (открытое или закрытое).

В этих организационно-правовых формах создаются предприятия с иностранными инвестициями - самостоятельные субъекты российского права.

Наиболее широкие возможности для инвестирования иностранного капитала предоставляют акционерные общества.

Как организационно-правовая форма коммерческой организации акционерное общество привлекательно для иностранных инвесторов по ряду соображений: во-первых, в силу ограниченной имущественной ответственности; во-вторых, по причине того, что акционерное общество обладает наибольшим потенциалом для привлечения капиталов; в-третьих, российское законодательство позволяет иностранному инвестору иметь на руках контрольный пакет акций и не ограничивает его долю. Однако эта коммерческая структура имеет и существенные недостатки. Правовые нормы, регулирующие деятельность акционерных обществ, в значительной мере носят императивный характер, содержат обширные и сложные процедурные предписания, регулирующие внутренние отношения, такие как созыв и проведение общего собрания акционеров, увеличение уставного капитала, и другие правовые нормы, усложняющие деятельность акционерного общества.

Общества с ограниченной ответственностью подвержены меньшей регламентации, однако они имеют другой недостаток - участник этого общества вправе выйти из общества и ему должна быть выплачена часть стоимости имущества общества, соразмерная его доле в уставном капитале. Существующая опасность выхода партнера из числа учредителей осложняет деятельность общества.

Выбор организационно-правовых форм коммерческих организаций диктуется предпочтениями учредителей, их практической применимостью в конкретных условиях предпринимательской деятельности.

Предыдущая