Поиск

Реклама

Администратор сайта



И.З. Фархутдинов
Международное инвестиционное право и процесс
Учебник. - М.: "Проспект", 2010.

Предыдущая

Глава 4. Источники правового регулирования иностранных инвестиций в России

4.1. Национально-правовые источники

4.1.3. Специальные правовые источники

Ключевое место в системе специальных законодательных актов в исследуемой области занимает Федеральный закон от 9 июля 1999 г. N 160-ФЗ "Об иностранных инвестициях в Российской Федерации", который отменил действие Закона РСФСР "Об иностранных инвестициях в РСФСР" 1991 г.

В 1999 г. был введен в действие Федеральный закон от 25 февраля 1999 г. N 39-ФЗ "Об инвестиционной деятельности в Российской Федерации, осуществляемой в форме капитальных вложений", который применяется наряду с ранее принятым Законом РСФСР "Об инвестиционной деятельности в РСФСР". При этом Закон "Об инвестиционной деятельности" 1991 г. применяется в части, не противоречащей Закону, принятому в 1999 г.

Принятие нового Федерального закона "Об иностранных инвестициях в Российской Федерации" от 9 июля 1999 г. было вызвано тем, что акт 1991 г. давно уже не соответствовал практике инвестиционной деятельности и не выполнял задачи привлечения и защиты иностранных инвестиций в новых экономических, условиях.

Действующий Федеральный закон от 9 июля 1999 г. N 160-ФЗ "Об иностранных инвестициях" исходит из другой концепции. В преамбуле закреплено, что "Закон определяет основные гарантии прав иностранных инвесторов на инвестиции и получаемые от них доходы и прибыль, условия предпринимательской деятельности иностранных инвесторов на территории Российской Федерации". Другими словами, предмет регулирования Закона ограничен отношениями, связанными с государственными гарантиями прав иностранных инвесторов. Смысл п. 1 ст. 2 означает, что новый Закон отказался регламентировать все стороны деятельности предприятий с иностранными инвестициями и сосредоточил свое внимание на регулировании гарантий сохранности капиталовложений со стороны государства и стабильности условий их осуществления.

Во-вторых, то, что действующий в настоящее время Закон об иностранных инвестициях серьезно сузил область своего применения, чем предыдущий аналог, прямо свидетельствует также п. 2 ст. 1, озаглавленной "Отношения, регулируемые настоящим Федеральным законом и сфера его применения". Законодатель исключил из его действия инвестиции в банковской сфере, в области страхования и инвестиции в некоммерческие организации. Здесь прямо говорится, что настоящий Федеральный закон не распространяется на отношения, связанные с вложениями иностранного капитала в банки и иные кредитные организации, а также страховые организации, которые регулируются соответственно законодательством Российской Федерации о страховании, а также на отношения, связанные с иностранными инвестициями в некоммерческие организации для достижения определенной общественно полезной цели, в том числе образовательной, благотворительной, научной или религиозной, отсылая к законодательству Российской Федерации о некоммерческих организациях.

Можно сделать вывод о том, что законодатель учел высказанную в адрес предшествующего Закона критику относительно неопределенности сферы его применения.

Возникает такой естественный вопрос, как же соотносится Федеральный закон от 9 июля 1999 г. N 39-ФЗ "Об иностранных инвестициях в Российской Федерации" с Федеральным законом от 25 февраля 1999 г. N 160-ФЗ "Об инвестиционной деятельности в Российской Федерации, осуществляемой в форме капитальных вложений" и с Законом РСФСР от 26 июня 1991 г. "Об инвестиционной деятельности в РСФСР", который действует в части, непротиворечащей последнему.

Два последних законодательных акта, если следовать их преамбуле, направлены на правовое обеспечение инвестиционного процесса вообще, т.е., стало быть, призваны играть роль lex generalis относительно Федерального закона "Об иностранных инвестициях в Российской Федерации". Исходя из этой логики следует применять закрепленные в этих двух предыдущих актах нормы для восполнения пробелов в Законе об иностранных инвестициях.

В пользу этого говорит то обстоятельство, что М.М. Богуславский придерживался точки зрения, что Закон об инвестиционной деятельности в РСФСР является актом общего применения по отношению к Закону об иностранных инвестициях в РСФСР [253]. Основы законодательства об инвестиционной деятельности в СССР А.А. Богатырев возводил в ранг lex generalis в отношении Основ законодательства об иностранных инвестициях в СССР [254].

Представляется, что прав В.В. Силкин, считающий вслед за Н.Г. Дорониной и Н.Г. Семилютиной неправомерным возведение в разряд lex generalis Закона об инвестиционной деятельности, осуществляемой в форме капитальных вложений в отношении специального инвестиционного закона. Н.Г. Доронина и Н.Г. Семилютина впервые высказали точку зрения, что Закон об инвестиционной деятельности в РСФСР вообще не применим к определению правового режима иностранных инвестиций [255]. Он, как и его поздний аналог - Закон об инвестиционной деятельности от 25 февраля 1999 г., исходит из устаревшей концепции, когда понятия "инвестиции", "инвестирование", "инвестор" связывались исключительно с правоотношениями в сфере капитального строительства.

Закон от 25 февраля 1999 г. прямо отграничил сферу своего действия вложениями в основной капитал (здания, сооружения и др.), что практически осуществляется через возведение указанных объектов на основе строительного подряда.

Исходя из этого В.В. Силкин утверждает, что Закон об инвестиционной деятельности, осуществляемой в форме капитальных вложений от 25 февраля 1999 г. не является lex generalis по отношению к Закону об иностранных инвестициях в Российской Федерации от 9 июля 1999 г.

Он предлагает первые два из них вообще исключить из круга специальных источников правового регулирования иностранной инвестиционной деятельности на территории Российской Федерации.

В таком случае, получается, что Федеральный закон от 9 июля 1999 г. "Об иностранных инвестициях в Российской Федерации" выступает единственным универсальным федеральным законом, прямо и непосредственно регламентирующим иностранные инвестиции на территории нашей страны. Другие федеральные законы относятся к кругу специальных источников правового обеспечения иностранной инвестиционной деятельности в различных сферах. С этой точкой зрения, думается, следует согласиться.

Таким образом, Закон об иностранных инвестициях от 9 июля 1999 г. - единственный базовый закон, специально посвященный полному и исключительному регулированию инвестиционных отношений международного характера. Будучи эксклюзивным правовым источником в исследуемой сфере, данный Федеральный закон рассматривает юридическое содержание понятийной базы инвестиционного права, в частности впервые в российском законодательстве дается определение прямых иностранных инвестиций.

Привлечение крупных финансовых потоков в освоение недр осуществляется прежде всего с помощью Федерального закона от 30 декабря 1995 N 225-ФЗ "О соглашениях о разделе продукции" [256] (далее - Закон о СРП). Данный Закон является базовым правовым актом из ряда специального инвестиционного законодательства, нормы которого имеют приоритетное значение над всеми иным российскими нормативными правовыми актами, регулирующими рассматриваемые отношения, что подтверждается положением п. 3 ст. 1 Закона о СРП: "отношения, возникающие в процессе поисков, разведки и добычи минерального сырья, раздела произведенной продукции, а также ее транспортировки, обработки, хранения, переработки, использования, реализации или распоряжения иным образом, регулируются соглашением о разделе продукции, заключаемым в соответствии с настоящим Федеральным законом" [257].

Настоящий Федеральный закон, принятый в развитие законодательства Российской Федерации в области недропользования и инвестиционной деятельности, устанавливает правовые основы отношений, возникающих в процессе осуществления российских и иностранных инвестиций, разведки и добычи минерального сырья на территории Российской Федерации, а также на континентальном шельфе и (или) в пределах исключительной экономической зоны Российской Федерации на условиях соглашений о разделе продукции.

Закон о соглашениях о разделе продукции, задуманный как важная контрактная форма активного привлечения зарубежных капиталовложений, закрепил механизм юридического обеспечения недропользования на территории Российской Федерации в условиях форсированного перехода страны на рельсы рыночной экономики.

Во всех без исключения нормативных актах российского инвестиционного законодательства легализован принцип равенства участников данного вида правоотношений.

Проблемы правового регулирования иностранных инвестиций на основе специального и общегражданского законодательства носят комплексный характер [258]. Исследуемая сфера занимает один из важных, но все же не главных аспектов законодательного регулирования иностранной инвестиционной деятельности. Но тем не менее без рассмотрения инвестиционной правовой природы СРП мы не можем рассматривать пути совершенствования правового регулирования соглашений о разделе продукции.

Закон о СРП выступает профильным федеральным законодательным актом в сфере разработки и добычи минеральных ресурсов, базируется, кроме всего прочего, на отечественном специальном инвестиционном законодательстве. Закон о СРП - второй по важности источник законодательства об иностранных инвестициях, хотя сфера его применения не ограничивается только иностранными инвестициями в сфере недропользования. Словом, Закон о СРП и Закон об иностранных инвестициях неразрывно связаны друг с другом, логически дополняют друг друга во всем, это касается инвестирования в сфере недропользования.

Стало быть, Закон о СРП находится в непосредственной орбите международного инвестиционного права [259] и внутреннего инвестиционного права. Причем Закон о СРП был принят прежде всего в целях активизации привлечения иностранного капитала, поэтому он представляет особый интерес в исследуемой теме.

Предыдущая