Поиск

Реклама

Администратор сайта



И.З. Фархутдинов
Международное инвестиционное право и процесс
Учебник. - М.: "Проспект", 2010.

Предыдущая

Глава 11. Институт международного арбитражного права иностранных инвестиций в системе международного инвестиционного права

11.4. Порядок разрешения инвестиционных споров на различных этапах осуществления иностранной инвестиционной деятельности

11.4.1. Урегулирование споров на прединвестиционном этапе

Исследование инвестиционной практики позволяет установить безоговорочное преимущество применения национального права принимающего государства на стадии допуска иностранных инвестиций.

На прединвестиционном этапе государство-реципиент осуществляет соответствующее регулирование в соответствии с действующими правовыми нормами и правилами по отношению к иностранному инвестору через свои органы исполнительной власти, при этом зарубежный предприниматель вступает в правоотношения не с самим государством, а с государственными органами и должностными лицами по вопросам регистрационных, разрешительных процедур. Поэтому споры на прединвестиционном этапе возникают по поводу обжалования незаконных действий (или бездействия) органов исполнительной власти и их должностных лиц, а также оспаривания юридической силы актов государственных органов. Следовательно, речь идет об административно-правовых спорах на стадии оформления соответствующих документов. Хотя нельзя исключать на данном этапе и споры гражданско-правового характера.

Ситуацию осложняет то обстоятельство, что в действующем российском законодательстве отсутствует более или менее четкая регламентация условий допуска на инвестиционный отечественный рынок. Отсутствие полных юридических параметров условий допуска компенсируется международной договорной базой, закрепляющей, в частности, национальный режим, режим наиболее благоприятствуемой нации.

Действующее законодательство базируется на принципе компетенции национальных судов по регламентации допуска иностранных инвестиций. Из этого следует, что споры на этапе прединвестиционной деятельности подлежат разрешению в соответствующих административных органах, государственных арбитражных или общих судах Российской Федерации.

Анализ двусторонних инвестиционных договоров с участием России показывает, что нормы о способах урегулирования споров не распространяются на ситуации, связанные с прединвестиционным периодом, что еще раз подчеркивает особую значимость начального этапа зарубежного инвестирования.

Однако тем не менее спор между иностранным инвестором и государственным органом принимающей страны, имеющий внутренний административный характер, может превратиться в спор между государством-реципиентом и иностранным инвестором. Дело в том, что последний в силу действующих международных договоров подпадает под защиту норм международного права. То есть в случае действий (или бездействия) государственных органов, а также принятия нормативных актов, нарушающих нормальные условия допуска иностранных инвестиций, предусмотренных нормами международного права, возникает международно-правовая ситуация. Это означает, что реципиент нарушил свои договорные обязательства или международные обычаи.

В общем, национальная прерогатива допуска иностранного инвестора автоматически не исключает возможность обращения к международно-правовому механизму урегулирования спора уже на прединвестиционном этапе.

Другими словами, если государство-импортер нарушает свои договорные обязательства перед государством-экспортером, право на требование возникает у второго, т.е. государства, откуда происходит иностранный инвестор.

ДИД с участием России предусматривает следующий порядок урегулирования инвестиционных споров на рассматриваемом этапе:

1) разрешение указанной категории споров в компетентном национальном суде принимающего государства;

2) разрешение спора в соответствии с действующим ДИД;

3) разрешение спора в компетентном судебном органе, указанном в арбитражном соглашении государства с инвестором.

Согласно ст. 16 Гражданского кодекса РФ иностранному инвестору предоставлено право на возмещение убытков, причиненных ему в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления или должностных лиц этих органов, в соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации, что в силу ст. 5 Федерального закона "Об иностранных инвестициях в Российской Федерации" является гарантией правовой защиты деятельности иностранного инвестора на территории Российской Федерации.

Общепринятый стандарт допуска иностранных инвестиций означает, что на прединвестиционном этапе вступает в силу российское законодательство, которое должно гармонично действовать в соответствии с международно-правовыми принципами и нормами: на условиях взаимности, недискриминации, национального режима, режима наиболее благоприятствуемой нации и т.д.

 

Предыдущая