Поиск

Реклама

Администратор сайта



И.З. Фархутдинов
Международное инвестиционное право и процесс
Учебник. - М.: "Проспект", 2010.

Предыдущая

Глава 9. Институт страхования в международном инвестиционном праве

9.2. Некоммерческий характер рисков при осуществлении иностранной инвестиционной деятельности

Следующая категория рисков, которые непосредственным образом связаны с инвестиционной деятельностью, - это некоммерческие (политические) риски. Н.Г. Доронина связывает вопрос о выплате компенсации с наступлением политического риска, т.е. действиями самого государства [439]. В.В. Силкин политическим риском считает угрозу нарушения государством гарантий прав иностранных инвесторов, т.е. нарушение обязательств государством, принятых им в соответствии с заключенными международными соглашениями [440].

Страхование от политических рисков является своего рода решением вопроса об определении компенсации, который является ключевым в рамках общей проблемы защиты прав инвестора [441].

Для уяснения правовой природы страхования от рисков необходимо установить содержание понятий "риск", "неопределенность". Данные понятия основаны на конкретных решениях и возможности наступления последствий от таких решений, несоответствующих ожидаемому результату, являющемуся следствием указанных решений. При этом такая возможность в случае с риском поддается измерению, т.е. является реальной, а в случае с неопределенностью, не поддается таковому.

Некоммерческий риск - это неопределенность при осуществлении инвестиций, связанная с возможными действиями такого государства, которые могут прямо или косвенно повлиять на способность инвестора владеть, пользоваться и распоряжаться своими инвестициями или причинить ущерб имущественным или неимущественным интересам такого инвестора.

К коммерческим рискам отнесены риск выбора контрагента, невыполнения договорных обязательств, неплатежеспособность, банкротство.

Предложена условная классификация некоммерческих рисков.

1. Некоммерческие риски, связанные с действиями принимающего государства, непосредственно влияющими на возможность иностранного инвестора владеть, пользоваться, распоряжаться своим имуществом. К данной группе отнесены экспроприация иностранной собственности, косвенная экспроприация де-факто, конфискационное налогообложение [442].

2. Экономические риски - к данной группе отнесены девальвация или ревальвация иностранной валюты, так как эти процессы напрямую связаны с экономической политикой, проводимой в государстве. Кроме этого, в данную группу включен отказ государства выполнять свои обязательства перед инвестором вследствие ухудшения внутренней экономической ситуации. Практический смысл выделения экономических ресурсов заключается в решении вопроса ответственности государства, так как государство должно нести полную ответственность за осуществление экономической политики [443].

3. Риски политического насилия - войны, гражданские беспорядки, революции.

Общее, что характерно для всех групп некоммерческих рисков, - это прямая или косвенная связь их наступления с деятельностью принимающего государства.

Согласно ст. 964 Гражданского кодекса РФ, если договором страхования не предусмотрено иное, страховщик освобождается от выплаты страхового возмещения и страховой суммы, когда страховой случай наступил вследствие военных действий, а также маневров или иных военных мероприятий; гражданской войны, народных волнений всякого рода или забастовок, за убытки, возникшие вследствие изъятия, конфискации, реквизиции, ареста или уничтожения застрахованного имущества по распоряжению государственных органов.

В ходе многолетней международной практики выработаны различные формы и методы недопущения или хотя бы уменьшения различных рисков при осуществлении иностранной инвестиционной деятельности. С юридической точки зрения механизмы предотвращения или уменьшения коммерческих и некоммерческих рисков совершенно различны, поскольку по своей природе, по своему характеру и субъектам в соответствующих отношениях каждый из этих способов имеет особый смысл и содержание. Но тем не менее конечная цель применения форм и методов устранения рисков совпадает - предотвратить риски для иностранных инвестиций.

Некоммерческий (политический) риск с точки зрения международного инвестиционного права можно определить как вероятность того, что инвестиционный проект претерпит негативное воздействие, вызванное в силу политических действий или обстоятельств, которые иностранный инвестор не может контролировать или же может контролировать в незначительной степени.

В прошлом под политическим риском традиционно подразумевались враждебные действия правительства, такие как экспроприация и национализация активов инвесторов, которые широко применялись в 60-70-е гг. ХХ в. Они-то и способствовали росту значения факторов политического риска. Однако в настоящее время сфера этого определения значительно шире и включает в себя целый ряд ограничений: насильственное изменение условий контрактов или даже дискриминационные меры в отношении экспортных маршрутов и экспортных квот, барьеры на обмен валюты или репатриацию прибыли, аннулирование контрактов, необеспеченность надежности права собственности и т.д.

При любом из вышеперечисленных обстоятельств ключевым моментом является одностороннее изменение обстоятельств, навязанных иностранному инвестору в ущерб ему по инициативе правительства или представляющего его (уполномоченного им) лица. Речь может идти об исключительном явлении, таком как национализация, или же более постепенном совокупном воздействии многочисленных мелких мер, имеющих вкупе такой же опасный характер (скрытая, или ползучая, экспроприация). Проблема перманентного негативного воздействия политического риска состоит в том, что нужно быть в состоянии отличить законное регулирование от имени правительства от того, что является организованной дискриминационной кампанией против иностранного инвестора. В любом случае воздействие таких мероприятий с точки зрения зарубежного бизнесмена относится к сфере политического риска [444].

В условиях активного зарубежного инвестирования важное значение приобретает институт суброгации [445], действующий в системе международного инвестиционного права. Применение этого традиционного института страхования инвестиций от некоммерческих рисков осложнено тем, что ответчиком по требованию страховщика, заявленного в порядке суброгации, является суверенное государство, обладающее судебным иммунитетом, что делает весьма проблематичным для частной страховой компании возможность компенсировать свои затраты по выплате страхового возмещения путем взыскания с принимающего инвестиции государства суммы страхового возмещения в порядке суброгации.

Предыдущая