Поиск

Реклама

Администратор сайта



Андреева О. А., Клочков В. В., Костенко М. А.,
Макаренко С. Н., Земченков Н. Ф., Дедюлина М. А.,
Кулик В. С., Тимошенко И. В.,
Дранников В. Н., Ельчанинова Н. Б.
Правоведение: учебное пособие
Под ред. д-ра юр. наук, профессора, действительного члена Российской академии естественных наук П. П. Баранова. - Таганрог: Изд-во ТРТУ, 2006. - 299 с.

Предыдущая

2. Основы теории государства и права

2.3. Понятийный и категорийный аппарат теории государства и права, взаимосвязь государства, права и иных сфер жизни общества, общая характеристика современных политико-правовых доктрин

2.3.5. Нормативно-правовые акты и их виды

Содержание норм права выражается в статьях. Совокупность статей, сгруппированных по определенным принципам, представляет отдельный нормативно-правовой акт.

Нормативно-правовой акт — содержащий юридические нормы официальный документ, который создается в результате правотворческой деятельности государства или всенародного волеизъявления (референдума). Нормативно-правовой акт является основной формой права. Кроме нормативно-правовых актов, формами права являются санкционированный обычай, судебный прецедент, нормативный договор.

Виды нормативно-правовых актов:

Закон нормативно-правовой акт, обладающий высшей юридической силой, принимаемый в особом порядке с целью регулирования наиболее важных с точки зрения государственного и общественного интереса отношений.

Виды законов:

1.  Основные — Конституция РФ и Конституции субъектов Российской Федерации.

2.  Федеральные конституционные законы — законы, регулирующие наиболее важные в стратегическом плане общественные отношения, которые определяют форму государства и всю его политическую систему.

3.  Федеральные законы призваны регулировать основные сферы деятельности общества и государства.

4.  Законы субъектов Российской Федерации регулируют социальную, экономическую, культурную, научную и другие сферы общественной жизни в рамках отдельных регионов государства.

Право законодательной инициативы — это право выдвигать предложение о необходимости принятия закона и вносить в законодательный орган проект закона.

В Российской Федерации правом законодательной инициативы обладают:

1)  депутаты Государственной думы;

2)  Совет Федерации и члены Совета Федерации;

3)  Президент;

4)  Правительство;

5)  законодательные (представительные) органы субъектов Российской Федерации;

6)  высшие судебные органы (Конституционный суд, Верховный суд, Высший арбитражный суд) по вопросам их ведения.

Законы — первичные нормативно-правовые документы, так как они содержат нормы, которых до их принятия не было. Вторичными нормативно-правовыми актами являются подзаконные акты.

Подзаконный акт один из видов нормативно-правового акта, который создается для того, чтобы конкретизировать положение принятых законов с целью облегчения их применения с учетом специфики различных слоев населения, территориальных особенностей и индивидуальных интересов. Подзаконные акты характеризуются двумя признаками:

1)  содержат в себе только те нормы, которые уже закреплены в законах. Новые нормы подзаконные акты вводить не могут;

2)  обладают меньшей юридической силой, чем закон (если нормы, содержащиеся в подзаконном акте, противоречат нормам закона, то применяется закон).

Предыдущая